
Обновление (17:53 мск): в «Яндексе» отрицают факты, изложенные «Медузой». В компании заявили, что «крупнейшие интернет-сервисы не осуществляют физическое разделение хранения данных по странам, где функционирует сервис. При этом запрос на доступ к данным реализуется исключительно по географическому признаку — по процедурам, прописанным в локальных законах», а «данные о поездках могут получить исключительно правоохранительные органы той страны, где поездка была совершена, по процедурам, прописанным в локальных законах».
«Яндекс» собирает данные о перемещениях пользователей «Яндекс Go» за границей и с 1 сентября начнет передавать их ФСБ, выяснила «Медуза».
Агрегаторы такси от «Яндекса» под названиями Yango или Yandex Go работают примерно в 20 странах мира, включая Израиль, Норвегию, Финляндию, Беларусь, Казахстан, Грузию и Армению. Журналисты «Медузы» получили доступ к переписке сотрудников сервиса с руководством, из которой следует, что данные и российских, и заграничных пользователей Yandex Go и Yango хранятся в России. При этом руководство просило сотрудников не разглашать клиентам информацию о местоположении дата-центров компании.
Согласно постановлению премьер-министра РФ Михаила Мишустина, ФСБ с 1 сентября получит круглосуточный доступ к этим данным.
Два анонимных сотрудника «Яндекса» подтвердили журналистам, что вся информация о перемещениях клиентов агрегатора хранится в дата-центрах в Московской, Рязанской и Владимирской областях. Еще один дата-центр строят в Калуге.
До начала полномасштабной войны в Украине некоторые данные также хранились в финском городе Мянтсяля, но сейчас этот центр не работает — активы «Яндекса» заморожены из-за санкций, а хранилище отключили от электричества. «Мы же не можем допустить, чтобы в НАТО или любой другой недружественной стране узнали, как чиновники из администрации президента по стрип-клубам ездят», — цитирует «Медуза» близкого к руководству «Яндекса» собеседника.
Бывший директор по технологиям «Яндекса» Григорий Бакунов в разговоре с «Медузой» заявил, что передача данных ФСБ несет особые риски для россиян в странах бывшего СССР: «В массиве есть данные по такси в Кыргызстане, Казахстане, Армении, Грузии и прочих точках, куда россияне уезжали после начала войны. Это угроза, я бы сказал, более значимая, чем доступ к данным по Финляндии, Норвегии и Алжиру».
Издание отмечает, что Грузия действительно отказывает антивоенным россиянам во въезде, а Кыргызстан высылает из страны россиян-активистов, например анархиста Алексея Рожкова и левого активиста Льва Скорякина.
Еще до пандемии и войны, в первой половине 2019 года, «Яндекс» получил от властей более 15 тыс. запросов на раскрытие данных пользователей и удовлетворил 84% из них. Из утечки данных «Яндекс Еды» следует, что компания хранит адреса доставки в Ереване, Минске и Алматы, а также иностранные номера телефонов.
В самом «Яндексе» заявили, что «законодательство России не распространяется на международный бизнес Yango и на пользователей Yango, поскольку они совершают поездки и используют приложение за пределами России. Это не изменится и после 1 сентября».
После публикации «Медузы» офис омбудсмена по защите данных Финляндии распорядился приостановить передачу данных клиентов Yango в Россию с 1 сентября до 30 ноября 2023 года в связи с постановлением премьера РФ о предоставлении данных ФСБ.