Госдума предлагает сажать на три года за мелкие взятки до 10 000 рублей. Неужели учителя и врачи поедут в колонии за подарки учеников и пациентов?

Разбираемся вместе с экспертами по антикоррупционному законодательству

Дата
28 июля 2023
Авторы
Госдума предлагает сажать на три года за мелкие взятки до 10 000 рублей. Неужели учителя и врачи поедут в колонии за подарки учеников и пациентов?
Ужесточить наказание за мелкие взятки предложила группа депутатов во главе с бывшим зампредседателя СК Василием Пискаревым. Фото: «Единая Россия»

В Госдуме решили ужесточить наказание за мелкое взяточничество. 28 июля депутат от «Единой России» Василий Пискарев и группа соавторов внесли на рассмотрение нижней палаты парламента законопроект о повышении санкции за мелкий коммерческий подкуп и мелкое взяточничество, которое не превышает 10 000 рублей. За это теперь хотят давать до трех лет колонии с конфискацией имущества.

Сейчас за мелкий подкуп по ст. 204.2 УК максимальное наказание составляет год лишения свободы, за мелкую взятку (ст. 291.2 УК) — те же три года. Конфискация имущества по действующему законодательству не предусмотрена.

Как писал генеральный директор российского отделения Transparency International Илья Шуманов со ссылкой на данные судебного департамента при Верховном суде РФ, в 2021 году число осужденных за взятки размером меньше 10 тысяч рублей в России составило 1816 человек. «Теперь перемножим 1816 осужденных на максимальную сумму взятки: 10 тыс. рублей. Получаем, что не более 18 млн рублей составляет совокупный объем доказанных мелких взяток в стране за год», — подсчитал он.

Причем чиновники и сотрудники силовых структур таких взяток почти не берут, отмечает Moscow Times. В основном на мелком взяточничестве ловят преподавателей и врачей.

«Важные истории» поговорили с экспертами по антикоррупционному законодательству о том, как нововведение может повлиять на обычных россиян.

«Вероятность принятия изменений высока, — считает гендиректор российского отделения Transparency Илья Шуманов. — Законодатель изначально хотел разделить мелкую взятку и взятку, которую получают в больших объемах, чтобы расследованием уголовного преступления занимались дознаватели, а не следователи. Но с 2018 года этой статьей опять занимаются следователи. И по этой статье, как правило, назначали наказание в виде штрафа. В тюрьму практически никого не отправляли. Была либерализация законодательства, отправлять человека за 5000 рублей в колонию — это не очень логично, общественная опасность не такая высокая».

Коррупционное поле расширится
Илья Шуманов, гендиректор «Трансперенси Интернешнл — Россия»

Шуманов напоминает, что сейчас в Уголовном кодексе есть норма, по которой за мелкое взяточничество гражданам (теоретически) грозит до одного года лишения свободы. Но на практике такое наказание назначали при повторном совершении преступления или в случае, когда до этого человек уже брал взятку в крупном объеме. «Мелкое взяточничество как состав вводили в свое время, чтобы силовики меньше времени тратили на мелкие взятки и не набивали за счет этого статистику. В целом стимулов набивать статистику у них и не появляется, но наказания становятся тяжелее. Плюс теперь можно преступное имущество изъять через конфискацию», — добавляет юрист Григорий Машанов. Он также отмечает, что нынешний законопроект разработан во исполнение совещания правоохранительных органов в конце 2020 года, но что стало поводом для его внесения спустя почти три года — неизвестно.

Основной недочет законопроекта может заключаться в том, что наказание за мелкую взятку начинает напоминать санкцию за получение взятки в крупном объеме. «Репрессии в отношении обывателя и ужесточение законодательства именно в таком ключе точно не поможет победить коррупцию на мелком бытовом уровне. Преступник, понимая, что за взятку до 10 тысяч рублей ему грозит строгое наказание, будет искать коррупционные способы, чтобы избежать уголовного срока», — говорит Шуманов. Он приводит такой пример: у следователей есть возможность прекратить уголовное дело о мелкой взятке, а когда преступнику грозит реальный срок, появляется резон в свою очередь дать взятку уже правоохранителю за прекращение производства. «Коррупционное поле расширится», — констатирует Шуманов.

При этом врачей, учителей и других бюджетников на низовых должностях, которые в России обычно принимают подарки в благодарность за свою работу, санкции вряд ли коснутся. «Под статью о мелком взяточничестве подпадают только должностные лица, то есть лица, принимающие решения. Если обычный врач не является должностным лицом, то незадекларированный подарок скорее будет воспринят как нарушение этических норм, возможно, конфликт интересов или незадекларированный подарок. За этим может последовать увольнение или дисциплинарное взыскание», — говорит Шуманов.

Иная ситуация складывается у преподавателей вузов (если те, например, в том или ином виде собирают взятки со студентов), сотрудников проверяющих органов вроде технических инспекций или Роспотребнадзора и других должностных лиц. «Здесь уже есть возможность привязать полученный в связи с исполнением должностных функций подарок к Уголовному кодексу», — говорит гендиректор российского Transparency. 

При этом силовикам довольно сложно зарегистрировать мелкое взяточничество, соглашаются эксперты. Это преступление остается в категории «небольшой тяжести», а значит, правоохранители не смогут устроить оперативные мероприятия, поставить прослушку или камеру в кабинете. «Оперативные сотрудники, которые делают такую работу, исключены из поля расследования мелких коррупционных преступлений. Скорее возможен вариант, когда сотрудник правоохранительных органов, намекая на взятку, сам ловит нарушителя за руку», — прогнозирует Илья Шуманов.

Есть возможность привязать подарок к Уголовному кодексу
Илья Шуманов, гендериктор «Трансперенси Интернешнл — Россия»

«Если сейчас преподаватели собирают на кафедре взятки со студентов по указанию заведующего, им могут вменить отдельные мелкие взятки и складывать вместе эпизоды преступления, причем совокупность не может быть выше определенной суммы. [Законотворцы] хотят добавить указание, что получение взятки группой лиц по предварительному сговору будет более тяжелым составом преступления», — объясняет нюансы законопроекта Григорий Машанов.

Но даже принятие такого законопроекта не повлияет на снижение уровня и так массовой мелкой коррупции в России. «Вопрос в неотвратимости наказания и в стимулах для коррупции. Странно, что они не повышают сумму мелкой взятки, 10 тысяч рублей — она так и осталась на уровне 2016 года», — замечает юрист.

Поделиться

Сообщение об ошибке отправлено. Спасибо!
Мы используем cookie