За полтора года полномасштабной войны армия России 109 раз оказывала давление на религиозные учреждения и священнослужителей в Украине, включая расстрелы, разрушения и конфискацию храмов, подсчитало издание «Верстка».
Под репрессии подпадали в основном христианские церкви (православные, католики, протестанты и иеговисты), а также мусульмане. Российские силовики преследуют не только Православную церковь Украины (23 случая преследований), но и церковь Московского патриархата (9 случаев).
Журналисты также обнаружили 43 случая репрессий против священнослужителей. Пятерых из них убили, восьмерых взяли в плен, 12 выдворили за пределы подконтрольных РФ территорий, а еще 18 вынудили бежать или уйти в подполье.
В марте 2022 года российские силовики задержали священнослужителей и прихожан Мелитопольской христианской церкви и допросили их в здании церкви на предмет отношения к России. Служащие церкви и часть прихожан были вынуждены бежать из города.
Кроме того, в 2022 году силовики в Мариуполе похитили пастора баптистской церкви Михаила Резникова, служителя Андрея Фоменко, а также пастора другой баптистской церкви и его жену за отказ предоставить храм для проведения референдума.
Из Мелитополя после семи допросов выдворили священника грекокатолического храма Александра Богомаза. Имам крымско-татарской религиозной общины «Бирлик» из Херсонской области Рустем Асанов рассказал, что российские военные избивали его в подвале и затягивали наручники. Также о пытках сообщал священник грекокатолической церкви из Мелитополя Петр Кривицкий.
Капеллан Одесской епархии Василий Вирозуб провел 70 дней в гражданском плену в Белгородской области, а пастор Владислав Шабанц из Мариуполя пробыл в плену в Еленовке 105 дней. Настоятеля грекокатолического храма Бердянска Ивана Левицкого похитили 16 ноября. О его судьбе ничего не известно.
Также российские военные расстреляли священника автокефальной Православной церкви Украины Ростислава Дударенко в Ясногорке Киевской области — он вышел к военным с крестом в руках. Еще одного священника этой церкви — Мирона Зварычука — убили в Буче, когда он направился за гумпомощью. В Новой Каховке расстреляли дьякона евангелической церкви Анатолия Прокопчукова и его сына Александра.
«Верстка» насчитала 66 случаев атак на религиозные учреждения со стороны оккупационных сил РФ: 45 зданий захватили или конфисковали, восемь — разграбили, три — уничтожили.
В зданиях меннонитской церкви в Молочанске открыли офисы партии «Единая Россия». В Мелитополе вместо церкви «Слово жизни» открыли пункт полиции. В Мелитопольской христианской церкви открыли отделение Росгвардии. В храме Вознесения Господня Московского патриархата в Лукашовке Черниговской области открыли военный штаб. Там пытали и убивали местных жителей. В Христианском институте в Херсонской области открыли крематорий. Духовную семинарию в поселке Ворзеле Киевской области разграбили, а в ее часовне сделали туалет.
В Харьковской области сожгли здание Архангело-Михайловской церкви ПЦУ, а в Северодонецке обстреляли зажигательными снарядами исламский центр «Бисмилля».
«Верстка» пишет, что причинами для репрессий против церквей становились поддержка Киева, а также использование украинского языка и отказ молиться за победу России.
Допущенный к работе в Международном уголовном суде адвокат Сергей Голубок считает, что действия российских военных могут быть квалифицированы как военные преступления.