Что случилось
Власти Южной Африки заявили, что предоставят дипломатический иммунитет участникам двух встреч стран БРИКС, включая президента России Владимира Путина. Об этом пишет Bloomberg со ссылкой на заявление руководства ЮАР. Путин объявлен в розыск Международным уголовным судом в Гааге, выдан ордер на его арест.
Согласно документу, иммунитет будет действовать на встрече министров иностранных дел БРИКС, куда входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР. Мероприятие пройдет 1 и 2 июня в Кейптауне. Помимо этого, иммунитет будет распространяться и на саммит глав стран БРИКС, который состоится с 22 по 24 августа.
«Иммунитеты предоставляются конференции, а не конкретным лицам. Они предназначены для защиты конференции и ее участников от юрисдикции принимающей страны на время проведения конференции», — заявили власти страны. Они добавили, что это «стандартная процедура, которую проводят для всех международных конференций и саммитов, независимо от уровня участия».
Власти ЮАР уточнили также, что предоставление иммунитета на встречах БРИКС не отменяет «никакого ордера, который мог быть выдан любым международным трибуналом в отношении любого участника конференции».
Что говорят юристы
Правозащитник и специалист по международному уголовному праву Станислав Дмитриевский рассказал «Важным историям», что заявление ЮАР — двусмысленное. «Это какое-то „казнить нельзя помиловать“. Я думаю, что эта фраза про любой международный трибунал используется в широком смысле, МУС тоже подходит. Формулировку властей ЮАР можно прочитать так: „Мы гарантируем всем участникам иммунитет от любого уголовного преследования, включая международные суды и трибуналы. Разумеется, это не отменяет выданные такими судами ордера на арест, мы просто во время конференции не будем их исполнять“. А можно прочесть и так: „Мы гарантируем всем участникам конференции иммунитет, кроме тех, в отношении кого международными трибуналами и судами изданы ордера на арест“», — объясняет юрист.
По его словам, возникает коллизия между двумя нормами — нормами о традиционных дипломатических иммунитетах и нормами Римского статута о преодолении таких иммунитетов. «Учитывая некоторые правовые тонкости, ЮАР может отдать приоритет одной группе норм или другой. Но из текста вообще не понятно, что же они решили», — говорит эксперт. Возможно, руководство ЮАР намеренно подают двусмысленный сигнал, «который каждая из заинтересованных сторон может толковать, как ей хочется, и сохранять лицо», считает юрист. Он добавил, что только 1 июня, когда начнется саммит, будет понятно, что решили власти ЮАР.
Глава юридического департамента Центра защиты прав человека «Мемориал» Наталия Секретарева отмечает, что с заявлением ЮАР по сути ничего не изменилось. «У ЮАР как была обязанность задержать Владимира Путина, несмотря на его иммунитет — в частности, он обладает иммунитетом как глава государства, — так эта обязанность и осталась», — говорит она. Более того, руководство страны уже проходило это с бывшим президентом Судана Омаром аль-Баширом, отмечает юристка.
В 2015 году ЮАР не выполнила обязанность задержать аль-Башира, и суды прямо указали, что это нарушило обязательства страны по Римскому статуту. «Плохие новости заключаются в том, что мировое сообщество мало что может с этим сделать — только помахать пальцем. То есть МУС может вынести решение о том, что государство нарушило обязанность сотрудничать с судом. Но это будет выглядеть как очередное „мы очень обеспокоены“, то есть не будет иметь особых последствий для ЮАР», — уточняет Секретарева.
Реакция в ЮАР
Крупнейшая оппозиционная партия ЮАР «Демократический альянс» сообщила, что подала официальное обращение в Верховный суд Гутанга с требованием обязать власти страны арестовать Путина, если он окажется на территории ЮАР. В партии отметили, что их действия — попытка предотвратить повторение ситуации с аль-Баширом. В заявлении отмечается, что окружной прокурор уже направил в суд иск с требованием обеспечить выполнение необходимых процедур, если власти получат требование МУС на арест президента России.