Владелец ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин заявил, что его наемники захватили весь Бахмут — «от дома до дома». По его словам, до 25 мая вагнеровцы осмотрят город, создадут там рубежи обороны и передадут его военным. «А сами выйдем в полевые лагеря», — сказал Пригожин.
Украинская сторона взятие Бахмута опровергает. Замминистра обороны Анна Маляр написала, что в Бахмуте продолжаются тяжелые бои, и назвала ситуацию критической. ВСУ продолжают удерживать «промышленные и инфраструктурные объекты», а также частный сектор в районе Самолет.
Представитель Восточной группировки ВСУ заявил, что украинцы проводят операцию по окружению Бахмута, но из самого города могут выйти. «Остался очень маленький участок, и его уже легко обстреливать, и держать много людей там сложно. Поэтому ясно, что рано или поздно из соображений безопасности мы оттуда выйдем», — сказал военный.
Российская армия начала операцию по взятию Бахмута летом прошлого года. Пригожин неоднократно рассказывал, что его наемники присоединились к штурму 8 октября после совещания с генералом Сергеем Суровикиным, который тогда командовал российской группировкой в Украине.
В последние недели вагнеровцы штурмовали городские кварталы, а фланги передали подразделениям Минобороны. Пригожин обвинял военных в отступлении с захваченных ранее рубежей. О продвижении ВСУ к северу и югу от Бахмута сообщали украинские военные и независимые западные аналитики.
Также Пригожин неоднократно заявлял, что Минобороны специально не поставляет ЧВК «Вагнер» необходимое количество боеприпасов, из-за чего гибнет в несколько раз больше его наемников. В начале мая владелец ЧВК угрожал вывести свои части из Бахмута, но в итоге этого не сделал.
В начале мая спикер Совета национальной безопасности США Джон Кирби заявил, что за последние пять месяцев российская армия потеряла в Украине около 100 тысяч человек, в том числе более 20 тысяч убитыми. По его словам, половина убитых — это наемники ЧВК «Вагнер», погибшие под Бахмутом.
До войны в Бахмуте проживало более 70 тысяч человек. Последний раз российская армия брала сопоставимый по размерам город в начале июля прошлого года, когда был захвачен Лисичанск в Луганской области.
Военный эксперт Ян Матвеев считает, что на данный момент в битве за Бахмут украинская армия выполнила и даже перевыполнила две главные задачи — уничтожение сил противника и выигрыш времени. «По сути Бахмут стал центром притяжения внимания и сил всей российской группировки, которая нигде больше на фронте ничего не достигла за несколько месяцев. Так что эту фазу войны, оборонительную, можно занести в актив Украины», — говорит аналитик.
«В ближайшие недели фронт в районе Бахмута будет меняться — обе стороны попытаются занять более удачные позиции. Российская армия захочет закрепиться и стабилизировать положение, украинская — дестабилизировать, создать разрывы и освободить часть территории, — говорит Матвеев. — Если вагнеровцы действительно будут уходить, то момент смены подразделений будет удобным для атаки». Однако, если за три-четыре недели украинские войска не добьются успеха, россияне выстроят более надежную линию обороны. «Окно возможностей для контрнаступления пока открыто, но так будет не всегда», — делает вывод аналитик.
Военный эксперт Кирилл Михайлов считает, что ничего принципиально сложного в смене подразделений нет: «Максимум россияне потеряют в процессе пару кварталов, тем более что украинское командование вряд ли хочет снова ввязываться в городские бои». Вопрос в том, где Минобороны России возьмет резервы, чтобы отправить в Бахмут. «На фланги и так бросают силы, серьезно пострадавшие на других участках зимне-весеннего наступления, например 200-ю и 72-ю бригады. Но выбора у них особо не будет, штурмовые отряды вагнеровцев в принципе структурно плохо приспособлены для обороны», — говорит Михайлов.