Во вторник в Москве прошли обыски у сотрудников «Мемориала». Они связаны с уголовным делом о реабилитации нацизма: в списках жертв сталинских репрессий, составляемых правозащитниками, оказались три человека, сотрудничавших с нацистами во время Великой Отечественной войны.
Сотрудники «Мемориала» считают, что власти просто ищут способ «окончательно расправиться» с ними. Еще в конце 2021 года Верховный суд России ликвидировал «Международный мемориал» за нарушение требований закона об «иноагентах».
«Понимают ли они сами, что хотят найти?»
В «Мемориале» сообщили, что с обысками пришли к девяти сотрудникам организации, а также к матери одного из них. Силовики изымали технику и вещи с логотипами организации. В большинстве случаев на обыски не пускали адвокатов, пишет «ОВД-Инфо». Позднее обыски начались в двух московских офисах «Мемориала».
В отношении председателя совета правозащитного центра «Мемориал» Олега Орлова завели уголовное дело о повторной «дискредитации» российской армии.
«В постановлении написано, что они ищут вещественные доказательства по делу о реабилитации нацизма. Я не очень понимаю, что в такой ситуации может быть доказательствами, что они конкретно ищут, и понимают ли они сами, что они хотят найти», — сказала «Важным историям» член общества «Мемориал», историк Ирина Галкова.
По ее словам, из-за обыска могут пострадать личные архивы сотрудников. Большая часть архивов, находящихся в офисах, оцифрована, но полностью эта работа пока не закончена.
Историк, пропагандисты и Путин
История с обвинениями «Мемориала» в реабилитации нацизма, вероятно, началась в августе 2021 года. Тогда израильский историк и бывший сотрудник мемориального центра «Яд Вашем» Арон Шнеер опубликовал у себя в фейсбуке пост «Немецкий пособник и убийца в списке „Мемориала“». В нем он рассказал об Александре Ковалевском, занимавшемся во время войны организацией расстрелов в латвийском городе Лудзе.
На следующий день Шнеер написал новый пост, рассказав о еще двух пособниках нацистов из базы «Мемориала». Также он дал комментарий российскому пропагандистскому каналу «Россия 24», снявшему сюжет «Фашисты „Мемориала“: как в списки мучеников попали каратели и убийцы».
Через несколько дней «Мемориал» ответил Шнееру, объяснив попадание в свой список упомянутых им людей ошибкой, которые неизбежно происходят при составлении больших баз данных (в базе «Мемориала» более трех миллионов человек). Правозащитники отметили, что архивы спецслужб до сих пор часто закрыты, поэтому приходится использовать «вторичные источники», например лагерные картотеки. Информация в них может быть неполной.
В декабре 2021 года на заявления Шнеера сослался Владимир Путин на заседании Совета по правам человека. Президент назвал имена трех пособников нацистов, перечислил их преступления и сказал, что «Мемориал» должен «не допускать ничего подобного». Через две недели Верховный суд ликвидировал «Мемориал» за нарушение закона об «иноагентах».
Шнеер позднее неоднократно выражал сожаление, что его слова использовали люди, которые хотят уничтожить «Мемориал». Работу организации он оценил высоко, отметив, что ее ошибки связаны с отсутствием доступа ко многим документам.
«Ситуация ухудшается с каждым днем»
Тем не менее публикации Шнеера использовало движение «Ветераны России». В начале 2022 года ее активисты пожаловались на «Мемориал» в Следственный комитет и Генпрокуратуру, приведя список из 19 имен пособников нацистов, попавших в базу правозащитников. В феврале прошлого года СК начал проверку «Мемориала» по статье о реабилитации нацизма. В начале марта 2023 года стало известно, что против «неустановленных сотрудников» организации возбуждено уголовное дело, им может грозить до пяти лет лишения свободы.
«Мемориал» на эти обвинения отвечал, что 16 из 19 упомянутых «Ветеранами России» людей были реабилитированы, в отношении трех других «сомнения могут быть оправданы». «В базе „Мемориала“, как и в любой другой базе сопоставимого объема, наверняка есть ошибки», — снова подчеркнули правозащитники. Глава «Международного мемориала» Ян Рачинский называл заявление «Ветеранов России» заведомо ложным доносом.
«За всю историю „Мемориала“ мы, конечно, такого не переживали, пока это для нас новое. К сожалению, пока трудно сказать, что ситуация может развернуться в сторону улучшения или хотя бы какого-то успокоения. Ситуация ухудшается с каждым днем», — сказала сотрудница «Мемориала» Галкова после обысков 21 марта.
По поводу обвинений она поясняет, что «Мемориал» всегда реагировал на новости и при необходимости удалял людей из своей базы. «Это нормальная работа, которая сопутствует любой базе данных и никогда не обходится без ошибок, без постоянной работы по мониторингу, исправлению неточностей. Сама эта работа и наличие таких погрешностей становится поводом для того, чтобы как-то окончательно расправиться с нами», — уверена Галкова.
Историк Игорь Сажин считает, что российские власти сейчас хотят избавиться от всего, вокруг чего может объединиться протестное общество. «Авторитет „Мемориала“ усилился после присуждения ему Нобелевской премии, и влияние организации хотят ослабить. К тому же общественники продолжают высказываться против войны», — цитирует историка «7х7».