«Я думаю, что Россия очень хочет какого-то большого реванша. Думаю, она начала его», — сказал 30 января президент Украины Владимир Зеленский. На этой неделе он и другие украинские чиновники все чаще говорят, что Россия готовит большое наступление. Однако способна ли на него российская армия — большой вопрос. По данным «Важных историй», в Министерстве обороны в успех крупного наступления не верят.
Что говорят в Украине
Министр обороны Алексей Резников заявил BFMTV, что он ждет наступления «в районе 24 февраля» в Донбассе или на юге Украины. По словам министра, для крупной операции в России мобилизовали 500 тысяч солдат: «Официально заявляли о 300 тысячах, но, когда мы видим войска на границах, то, по нашим оценкам, их значительно больше».
Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) Алексей Данилов считает, что Россия готовится к «максимальной эскалации» и собирает все силы, которые у нее есть. «Мы понимаем, что сейчас на карту поставлено всё. В ближайшие две-три недели мы не исключаем никакого сценария», — цитирует Данилова Sky News. Он согласен с тем, что наступление может начаться в годовщину войны, и говорит, что ближайшие месяцы станут решающими.
Глава Главного управления разведки ВСУ Кирилл Буданов в интервью Washington Post сказал, что российская армия попытается целиком захватить Луганскую и Донецкую области. В наступление с территории Беларуси он не верит.
О наступательных планах России говорят не только в Украине, но и на Западе. Так, 2 марта премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий в интервью Bild сказал, что ожидает наступления в марте-апреле. По его словам, Путин может попытаться снова взять Киев и атаковать Украину с нескольких направлений, в том числе из Беларуси.
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг считает, что Путин не отказался от своей первоначальной цели — взять Украину под контроль. По его словам, Россия готовится к продолжению войны, отправляя на фронт все больше оружия и боеприпасов, которые она закупает, в частности, у Ирана и Северной Кореи.
Однако, по данным «Важных историй», в Министерстве обороны России считают, что для большого наступления техники у российской армии недостаточно.
«Наступление будет самоубийством»
Как рассказал источник, близкий к Минобороны, военные понимают, что стратегическое наступление в Украине невозможно. Основных причин две — нехватка качественной техники и боеприпасов, а также неспособность верховного командования реально оценить ситуацию на фронте. «Планы снова пойти на Киев действительно рисуются, но только потому, что этого требует руководство страны. В осуществление этих планов никто не верит, это будет самоубийство», — говорит собеседник. Настроение среди «понимающих» военных источник называет паникой, отмечая, что это слово используют сами офицеры.
По его словам, сейчас военные обеспокоены тем, что они не понимают, где может начаться контрнаступление украинских войск, когда те накопят силы. «Группировка, которую сейчас создает Россия, — это резерв, который Минобороны держит вдалеке от линии фронта, чтобы закрыть им возможный прорыв украинцев», — говорит источник.
Собеседник «Важных историй» добавляет, что слухи о возможном наступлении из Беларуси — это попытка дезинформировать противника, чтобы заставить его держать на этом направлении часть своих сил.
В Украине о большом наступлении россиян могут говорить, чтобы увеличить и ускорить поставки оружия, считает человек, близкий к Минобороны. Действительно, большинство заявлений украинских властей о подготовке российского наступления продолжаются словами об оружии. «Мы должны сделать время нашим оружием. Должны ускорять события. Ускорять поставки и открытие новых нужных оружейных опций для Украины», — сказал Зеленский 29 января.
В России возможная цель таких разговоров — дезинформация и нагнетание паники.
По словам источника, главная задача воюющих частей сейчас — оказывать давление на противника на небольших участках фронта и наносить ему максимально возможные потери. Так происходит под Бахмутом, Соледаром и Сватово.
Второй источник «Важных историй», близкий к Генштабу, также подтвердил, что о наступлении на Киев среди военных речи не идет, сейчас они озабочены укреплением обороны на южном направлении.
Что говорят эксперты
Аналитики, с которыми поговорили «Важные истории», также считают, что перспектив у большого российского наступления нет.
Военный эксперт Кирилл Михайлов отмечает, что во многих частях, сформированных из мобилизованных, серьезный недостаток боевой техники — от артиллерийских орудий до транспорта. «Они [военные] вынуждены использовать доработанные гражданские автомобили, так называемые технички», — говорит Михайлов.
По его словам, теоретически командование может собрать на одном участке оставшиеся подготовленные части, прошедшие первые месяцы войны, и бросить их в атаку. Однако стратегическим такое наступление называть нельзя. «Я, скорее, готов поверить в наступление на одном из оперативных направлений, например на Запорожском, с целью отрезать украинские силы в Донбассе от линий снабжения, идущих из Днепра и Запорожья», — отмечает Михайлов.
Военный эксперт Ян Матвеев также считает, что для большого наступления у российской армии недостаточно техники. Ее хватает только для «локальных атак». В возможность наступления из Беларуси ни один из аналитиков не верит.
По словам Матвеева, боевой техники может не хватить и для того, чтобы отразить крупное наступление ВСУ. «Наверняка скажется отсутствие сильных и опытных мобильных подразделений. Это затруднит оборону в случае прорыва», — говорит Матвеев. Он считает, что если украинская армия прорвет российскую оборону, нельзя исключать второй волны мобилизации.
Михайлов отмечает, что украинцам проще и быстрее перебрасывать войска с одной части фронта на другую. Сейчас фронт представляет собой дугу: украинская армия занимает ее внутреннюю (меньшую) часть, а российская — внешнюю (большую). «Это достаточно важный момент. Мы же помним, как на Харьковщине россиянам не удалось вовремя перебросить резервы и пришлось выполнять так называемую перегруппировку», — напоминает эксперт.
Западные военные аналитики также считают, что у россиян для крупного наступления недостаточно средств. Руководитель польского аналитического центра Rochan Consulting Конрад Музыка в комментарии New York Times сказал, что у россиян недостаточно танков, БМП и другой техники. Он добавил, что сейчас российские военные забирают вооружение со складов.
В сводке американского Института изучения войны (ISW) за 2 февраля российское наступление называется возможным, однако аналитики считают, что оно закончится к апрелю или даже раньше, а значительных успехов российская армия не добьется. После этого возникнут благоприятные условия для украинского контрнаступления, говорится в сводке.