В конце сентября украинские телеграм-каналы публиковали видео неудачного пуска ракеты из российского комплекса ПВО «Панцирь-С1». Первые три ракеты вышли штатно, а четвертая полетела почти горизонтально в сторону человека, который вел съемку.
Где было снято видео, не уточняется. Зато известно, что «Панцири» появились на крышах высоких зданий в центре Москвы. Есть фото и видео систем ПВО на крышах Министерства обороны на Фрунзенской набережной, ГУ МВД (Петровка, 38) и на здании офисного центра недалеко от метро «Таганская». Эти точки образуют треугольник вокруг Кремля.
«Верстка» писала, что еще один «Панцирь» установлен на здании Московской типографии у метро «Улица 1905 года» (это недалеко от Дома правительства).
Также были сообщения о появлении «Панцирей» и комплексов С-400 в более отдаленных от центра районах Москвы и в Подмосковье. С-400 были замечены в парке «Лосиный остров» и на Опытных полях Тимирязевской сельхозакадемии, «Панцири» — в десяти километрах от резиденции Путина в Ново-Огарево и рядом с подмосковным поселком Воскресенское.
«Агентство» сообщало, что «Панцирь-С1» установлен рядом с резиденцией Владимира Путина на Валдае.
Агентство Bloomberg со ссылкой на чиновника, «знакомого с ситуацией», писало, что причиной установки комплексов ПВО в Москве стали атаки украинских беспилотников на военные аэродромы в Рязани и Энгельсе Саратовской области.
Комплекс «Панцирь-С1» предназначен для защиты небольших гражданских и военных объектов от атак с воздуха. Он оснащен зенитными ракетами и двумя автоматическими пушками. В характеристиках комплекса сказано, что он может сбивать цели на расстоянии до 20 километров и на высоте до 15 километров.
Русская служба Би-би-си писала, что во время боевых действий в Сирии «Панцирь» произвел на военных неоднозначное впечатление. Выяснилось, что он плохо видит маленькие и медленно летящие объекты, в том числе беспилотники. Возможно, с тех пор комплекс модернизировали.
Военные аналитики отмечают, что применение «Панциря» в городской черте опасно, даже если не брать в расчет возможную ошибку при запуске, как на видео в начале этого текста.
Военный эксперт Ян Матвеев говорит, что у ракеты этого комплекса есть разгонная ступень, которая при запуске прогорает и падает. «Она может повредить машины, нанести травму человеку или даже убить», — говорит Матвеев. При промахе боевой части ракеты она должна самоуничтожиться, добавляет он.
«Все, что отправляется в небо, вернется на землю. Ракета 9M335/57Э6 двуступенчатая — ее ракетная часть с двигателем отделяется через некоторое время после старта. То есть, очень грубо говоря, половина ракеты гарантированно падает на землю. Боевая часть оснащена поражающими элементами — маленькими стержнями, которые при взрыве разлетаются и поражают цель. Те, которые не останутся в цели и не разрушатся, упадут на землю, как и обломки ракеты», — добавляет Павел Аксенов, корреспондент Русской службы Би-би-си.
В начале июля издание The Insider писало о падении разгонной ступени ракеты «Панциря» на многоэтажку в Белгороде. Местные телеграм-каналы публиковали фото ракеты, военный эксперт Олег Жданов и аналитики проекта Conflict Intelligence Team подтвердили, что это часть ракеты «Панциря».
Снаряды от пушек «Панциря» также могут причинить вред. «„Панцирь-С1“ использует 30-миллиметровые снаряды. Снаряд весит почти 400 граммов. Они улетают в небо. После этого те из них, которые не застрянут в сбиваемом аппарате или не разрушатся, упадут на землю, целиком или фрагментами. Скорострельность двух пушек — до 2500 выстрелов в минуту. Это очень много. Конечно они не будут стрелять в течение минуты (там боезапас всего 1400 снарядов), но даже короткими очередями будут выпускать много металла в воздух», — объясняет Аксенов.
Есть еще одна опасность применения систем ПВО в городе. Если сбить ракету или ударный беспилотник, их обломки и даже поражающие элементы все еще могут причинить значительный вред.
Матвеев говорит, что обычно воздушные объекты стараются сбивать на подлете к городу, а не над ним. «Если это возможно, конечно, — добавляет аналитик. — Например, у украинцев ситуация в этом плане критическая, и просто стоит необходимость сбивать [ракеты и дроны] хоть как-то».
По его словам, израильские военные также вынуждены размещать свои комплексы ПВО в городской черте, но стараются сбивать объекты как можно дальше от города. «Плюс у них более сложные системы — „Железный купол“ на порядок сложнее и технологичнее „Панциря“», — говорит Матвеев.