Продолжение: Союзники Украины не договорились о передаче танков ВСУ. Поставки блокирует Германия
«Я знаю, что могу победить этого врага. Но мне нужны ресурсы. Мне нужно 300 танков, 600–700 БМП, 500 гаубиц. Тогда, думаю, вполне реально выйти на границы, которые были 23 февраля», — сказал в середине декабря главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный в интервью The Economist.
20 января поставки оружия Украине снова будут обсуждать члены правительств и военное руководство ее союзников, встреча пройдет в Германии на базе ВВС США под Рамштайном. Один из главных вопросов — танки.
Сколько танков может получить Украина
Первой о поставке танков ВСУ 14 января объявила Великобритания. Через несколько недель Украина должна получить 14 танков Challenger 2, обучение военных должно начаться в ближайшие дни. «Это именно то, что нам нужно. Думаю, другие наши партнеры примут такие же решения», — сказал президент Украины Владимир Зеленский.
Многое в этом вопросе зависит от Германии. The Guardian пишет, что в 13 странах НАТО есть около 2300 современных немецких танков Leopard 2. Около 300 из них законсервированы, часть находится в ремонте, но этого все равно достаточно, чтобы обеспечить ВСУ нужным количеством танков.
Сложность в том, что без согласия Германии другие страны НАТО не могут передавать «Леопарды» Украине. Немцы согласия пока не дали: Reuters со ссылкой на источник в правительстве Германии писал, что все изменится, если США отправят в Украину свои танки М1 Abrams.
В ночь на 20 января США объявили о поставке Украине очередной партии оружия на 2,5 миллиарда долларов. «Абрамсов» в ней нет.
США, в частности, впервые передадут Украине бронетранспортеры Stryker — 90 штук. Также ВСУ получат 59 БМП Bradley — плюс к тем 50 бронемашинам этой марки, которые США обещали поставить в начале января.
Ранее Германия объявила о передаче Украине 40 БМП Marder, а Швеция — 50 БМП CV90.
Также в новом пакете помощи от США ракеты для систем ПВО NASAMS и для РСЗО HIMARS. Полный список оружия здесь.
«Танк „Абрамс“ — это очень сложная техника, — сказал заместитель министра обороны США Колин Каль. — Он дорогой. Научиться использовать его сложно». Чиновник добавил, что установленный на танке реактивный двигатель потребляет много горючего, а обслуживать боевую машину сложно.
Военный эксперт Ян Матвеев отмечает, что для «Абрамсов» действительно нужно специальное оборудование, что осложнит для ВСУ их использование на фронте. «[Однако] Украина выбирает между 0 танков из США и Х сложных танков „Абрамс“ из США. Даже если „Абрамсы“ будут жить на фронте до первой серьезной поломки, это будет не так плохо». Аналитик считает, что отказ США поставлять «Абрамсы» на 70% связан с боязнью эскалации конфликта и на 30% — с объективными причинами.
Военный эксперт Кирилл Михайлов напоминает, что во время войны в Ираке сложности с «Абрамсами» были у самих американцев: «Во время штурма Багдада приходилось с большим риском подвозить топливо, потому что оно тратилось даже тогда, когда двигатели танков работали, чтобы вовремя маневрировать, поворачивать орудия, даже если они непосредственно не вели бой».
Вечером в четверг министр обороны Германии Борис Писториус встречался с главой Пентагона Ллойдом Остином и заявил перед встречей, что не знает о связи между поставками «Леопардов» и «Абрамсов». По окончании встречи CNN со ссылкой на американских политиков написал, что вопрос о танках по-прежнему не решен. Один источник говорит, что в США надеются на прогресс, другой не верит, что до встречи в Рамштайне Германия изменит свою позицию.
На поставках Украине «Леопардов» из европейских лидеров сильнее всего настаивает премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий. Он хочет сформировать альянс стран, которые передадут ВСУ это оружие. Однако, как отмечает Politico, пока кроме Польши о готовности поставить Украине «Абрамсы» объявила только Финляндия. 19 января Моравецкий сказал, что Польша либо получит разрешение Германии на передачу 14 «Леопардов», либо сама сделает «то, что нужно сделать».
Также поставить Украине танки Leclerc планирует Франция, пишет Politico со ссылкой на французского политика.
Эксперт Матвеев считает, что получить 300 танков, о которых в декабре говорил Залужный, реально, если Германия разблокирует поставки «Леопардов». По его словам, сами немцы могут передать ВСУ 100 таких танков, еще 100–150 можно получить от других европейских стран. «Не забудем про возможные поставки французских „Леклеров“, и все-таки возможны „Абрамсы“. Процесс этот небыстрый, но к лету можно было бы накопить», — говорит аналитик.
«Наступление начнется неожиданно»
В Международном институте стратегических исследований считают, что для одной успешной наступательной операции Украине нужно 100 танков Leopard 2. С оценкой в 100 танков согласен Фил Осборн, бывший глава британской разведки. Он уточняет, что успех будет зависеть также от подготовки военных, снабжения и планирования операции.
Эксперт Матвеев также считает, что, если Украина получит больше ста танков, это заметно увеличит ее наступательные возможности. «И если они [ВСУ] воспользуются ими грамотно, то да, это приведет к серьезным прорывам и изменениям на фронте. С последующим поражением российской армии», — говорит он.
Михайлов отмечает, что ВСУ в этой войне уже показали, что умеют эффективно использовать танки в наступлении. По его словам, танки, во-первых, живучи, а во-вторых, полезны как артиллерийская поддержка. «Когда мы видим, как они уничтожались противотанковыми средствами, даже дронами, — это часто наиболее удачные удары, которые попадают на видео и которые демонстрируются. Поэтому, конечно, танки очень важны», — считает Михайлов.
Матвеев говорит, что наступление ВСУ возможно на одном из двух направлений. Первое — в Запорожье, в направлении Токмака, Мелитополя или через Гуляйполе на Мариуполь. Второе — в Луганской области, через Сватово и Кременную на восток, к границе с Россией. «Наступление ВСУ может начаться когда угодно, оно точно начнется неожиданно», — уверен Матвеев.
Михайлов согласен с тем, что наступление, скорее всего, начнется на одном из этих направлений. Он отмечает, что успешная операция в Запорожье даст возможность перерезать российский сухопутный коридор, который играет важную роль в снабжении войск.
На сроки украинского наступления, по мнению Михайлова, может повлиять ситуация под Бахмутом Донецкой области — российские войска штурмуют его с июля. Аналитик считает, что ВСУ вынуждены держать там силы, которые могли бы принять участие в наступлении на другом участке фронта.