8 января Министерство обороны России сообщило об уничтожении в Краматорске Донецкой области более 600 украинских военнослужащих. Российские военные назвали это «операцией возмездия» за ракетный удар по общежитию в оккупированной Макеевке, где находились мобилизованные россияне.
Подтверждений данных о сотнях погибших нет. Эту информацию опровергают украинские власти, военные аналитики, журналисты западных изданий, а также жители Краматорска, с которыми поговорили «Важные истории».
По версии Минобороны РФ, российская армия нанесла массированные ракетные удары по двум пунктам временной дислокации военнослужащих ВСУ — по общежитиям № 28 и 47. В них находились более 700 и более 600 военных соответственно.
Житель Краматорска подтвердил «Важным историям», что около полуночи были прилеты по зданию ПТУ № 47 и рядом с домом № 107 по Парковой улице. Напротив этого дома находится общежитие Донбасской национальной академии строительства и архитектуры.
«Было очень страшно», — рассказал мужчина. По его словам, после взрывов в сторону дома № 107 проехали три легковые машины. Дом «чуть-чуть пострадал», как и дом напротив ПТУ № 47 — оно находится на Юбилейной улице, примерно в 1,5 километра от общежития Академии строительства. Очевидец утверждает, что никто из мирных жителей не пострадал. О жертвах среди военных точной информации у него нет.
«Я знаю точно, что там никто не жил, никаких военных там не было, — говорит женщина, живущая через дорогу от одного из мест, по которым был нанесен удар. — Перед тем как туда прилетело, было слышно несколько негромких бахов, как будто салют, а потом уже попали в это здание».
Пророссийский телеграм-канал «Военный осведомитель» выложил фото и видео последствий обоих обстрелов. ПТУ № 47 пострадало сильнее: воронка находится рядом со зданием, в нем выбиты окна. Общежитие Академии строительства получило значительно меньше повреждений: воронка находится рядом с одним из гаражей, расположенных напротив здания.
8 января телеканал CNN со ссылкой на своих журналистов сообщил, что никаких признаков большого количества жертв в Краматорске нет, в том числе рядом с городским моргом. Агентство Reuters сообщило, что его журналисты побывали у обоих зданий, попавших под удар: серьезных повреждений они не получили. Корреспонденты не обнаружили ни тел, ни следов крови, ни признаков того, что в зданиях жили военные.
Журналист финского издания YLE Антти Куронен выложил фотографии двух воронок. По его словам, местные жители не видели машин скорой помощи. Куронен написал, что утром 8 января к ПТУ № 47 приезжали военные — по их словам, военнослужащих ВСУ в здании не было.
Аналитики американского Института изучения войны (ISW) назвали заявления Минобороны России об уничтожении 600 украинских военных ложными.
Еще до того, как Минобороны России сообщило об «операции возмездия», мэр Краматорска Александр Гончаренко написал об обстреле города: «Повреждения получили 2 учебных заведения, 8 многоквартирных домов и гаражи. Без жертв».
Информацию российской стороны о 600 погибших украинских военных прокомментировал представитель Восточной группировки ВСУ Сергей Череватый: «Это информационная операция Министерства обороны РФ в ответ на успешные действия ВСУ по поражению их больших скоплений личного состава, их складов, логистики нашими высокоточными системами поражения. У них такой возможности нет».
9 января пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что в Кремле полностью доверяют информации Минобороны, в том числе и об ударе по Краматорску.
Прокремлевские телеграм-каналы оценили заявление Минобороны по-разному.
В ночь на 1 января украинская армия нанесла ракетный удар по зданию ПТУ в оккупированной Макеевке, где находились российские мобилизованные. Генштаб ВСУ сообщил, что потери составили около 500 человек убитыми и ранеными. Минобороны России подтвердило гибель 89 военных. Причиной случившегося российская сторона назвала «массовое использование» военными мобильных телефонов.
Значительную часть мобилизованных, которые находились в здании ПТУ, призвали из Самарской области. Родственники выживших мужчин рассказали «Важным историям», что число погибших может быть значительно больше, чем утверждают в Минобороны. Так, мать одного из мобилизованных говорила, что всего в здании жило около 400 человек, часть из них (в том числе ее сын) во время удара находились не в ПТУ.
«Там много людей, которые в фарш превратились. Им даже не дали забрать погибших ребят, не дали похоронить. Они так и лежали в том месте. Многих раскидало так, что по кускам не собрать. Многих накрывать нечего было — просто фарш», — рассказала жена другого выжившего мобилизованного.
Жена еще одного мужчины сообщила, что сначала выживших хотели собрать, «чтобы они шли в наступление», но потом среди командования пошел «резонанс». Часть раненых доставили в ростовский военный госпиталь.