Какие ошибки российской армии вскрыл удар по Макеевке
Российские пропагандисты и «военкоры» обвиняют военачальников в некомпетентности после удара по ПТУ в Донецкой области
В ночь на 1 января по ПТУ № 19 в городе Макеевке, который находится в аннексированной Россией части Донецкой области, был нанесен ракетный удар. ВСУ заявили, что в ПТУ размещались мобилизованные россияне, в результате удара около 400 человек погибли, еще 300 получили ранения; российское Минобороны признало гибель 63 военных, среди которых были и мобилизованные. Инцидент в Макеевке спровоцировал резкую критику в адрес российского военного руководства.
«Важные истории» изучили, в каких ошибках военные аналитики и пропагандисты винят российское командование.
Скопление военнослужащих в одном месте
Почти сразу после удара по ПТУ «замминистра информации» так называемой ДНР Даниил Безсонов призвал привлечь к ответственности командование, которое приняло решение разместить личный состав российской армии в одном здании, а не рассредоточить между разными объектами.
«Самые серьезные поражения на этой войне враг наносил нам не из-за своей крутости и таланта, а из-за наших ошибок», — написал он в своем телеграм-канале.
«Военный блогер» Борис Рожин, автор телеграм-канала Colonelcassad, также назвал причиной потерь «скученное размещение личного состава в пределах эффективного огневого поражения противника». «Несмотря на несколько месяцев войны, некоторые выводы не делают, отсюда и необязательные потери, которых при принятии элементарных мер предосторожности, связанных с вопросами рассредоточения и укрытия личного состава, могло и не быть», — написал он.
Возмутились местом размещения личного состава и другие авторы Z-каналов: Александр Сладков из ВГТРК, создатели телеграм-канала «Рыбарь». «Макеевка — это преступная халатность! — отреагировал Павел Губарев. — Расселяться малыми группами — это знают все. Мобилизованные могли не знать, но начальство знать должно!»
При этом военные эксперты отмечают, что российской армии трудно рассредоточить мобилизованных небольшими подразделениями. Военный аналитик Роб Ли из американского Института исследований внешней политики поясняет, что сделать это трудно из-за нехватки офицеров: если солдат разделить на группы, они будут хуже действовать.
Размещение военных в здании со складом боеприпасов
По данным телеграм-каналов, в том же здании находился склад с боекомплектом, который в результате удара ВСУ сдетонировал.
Бывший «министр обороны ДНР» Игорь Гиркин (Стрелков) сообщил, что здание, где располагались мобилизованные, уничтожено «почти полностью» именно из-за взрыва боекомплекта. Он отметил, что уничтожена практически вся военная техника, которая хранилась «без малейших признаков маскировки». Он также отметил, что такие инциденты были и в прошлом году, но с меньшим количеством жертв.
Военный аналитик Роб Ли также назвал размещение военных рядом со складом боеприпасов ошибкой руководства.
Использование военными мобильных телефонов
Российское Минобороны пытается переложить вину на самих мобилизованных, пишет Институт изучения войны (ISW). В частности, правоохранительные органы так называемой ДНР назвали причиной удара по зданию ПТУ «высокую сотовую активность военнослужащих в Макеевке». По их данным, якобы из-за активного использования военнослужащими мобильных телефонов ВСУ выявили местоположение абонентов. Прокремлевские СМИ призвали власти ввести более строгие правила использования сотовых телефонов среди военнослужащих.
После этого стало известно об ударе ВСУ по российской военной базе, расположенной в захваченной базе отдыха Grand Prix в населенном пункте Правые Саги Херсонской области. Как пишут украинские и российские СМИ, фотографии оттуда регулярно публиковал российский доброволец Пётр Ложковой. Z-паблики обвинили его в том, что он обнародовал дислокации военных.
Другие пропагандисты высказали недовольство тем, что вину за произошедшее пытаются переложить на самих военнослужащих, которые пользовались мобильными телефонами. Автор телеграм-канала Grey Zone, который СМИ связывают с ЧВК «Вагнера», назвал эти обвинения «ложью» и заявил, что информацию о местоположении военных ВСУ получили с помощью «агентурной разведки».
Неработающая разведка и ПВО
Некоторые чиновники также винят в произошедшем плохую работу российской разведки и ПВО. «Нужна персональная уголовная ответственность по законам военного времени для всех должностных лиц, будь они в погонах или без. Это не только те, кто допустил скопление военнослужащих в незащищенном здании, позволил им, как пишут, нарушать режим секретности, но и все вышестоящее начальство, которое не обеспечило должный уровень безопасности в этом районе. Очевидно, ни разведка, ни контрразведка, ни ПВО не отработали должным образом», — написал глава российской партии «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов.
- Инцидент в Макеевке — это крупнейшая единоразовая потеря российских войск, которую признало Минобороны России за все время войны. Ведомство сообщает, что удар был нанесен шестью реактивными снарядами системы залпового огня HIMARS. ВСУ взяли ответственность за удары по Макеевке.
- Родственница одного из мобилизованных, оказавшихся в здании ПТУ в оккупированной Макеевке Донецкой области в момент удара, рассказала «Важным историям», что пребывание российских военных в городе напрягало местных жителей: «Как только они приехали туда, сразу стали снаряды прилетать рядом. Может, местные жители [сдали расположение]. Они там ядом дышали на них». Она добавила, что погибших от удара гораздо больше числа, официально заявленного российским Минобороны.