«Один из самых ярых критиков кадыровской власти». В Швеции, возможно, убит оппозиционный чеченский блогер Тумсо Абдурахманов
Александр Черкасов из Центра защиты прав человека «Мемориал» объясняет, почему Рамзану Кадырову и его окружению выгодна смерть Абдурахманова
Что случилось
5 декабря оппозиционный чеченский телеграм-канал 1ADAT сообщил, что в Швеции убит популярный 36-летний чеченский блогер, критик Рамзана Кадырова Тумсо Абдурахманов. Представители канала заявили, что Абдурахманов «был расстрелян ночью группой лиц», а его брат Мухаммад Абдурахманов «скрыт спецслужбами». Информацию о гибели Абдурахманова «Радио Свободе» подтвердили соратники блогера. По их словам, убийство произошло в ночь с 1 на 2 декабря.
В понедельник соболезнования близким Абдурахманова выразили сын экс-президента Ичкерии и лидер «Международного движения за освобождение Чечении» Анзор Масхадов. Он также сообщил, что, по его данным, в Абдурахманова стреляла группа лиц. Где и при каких обстоятельствах погиб Абдурахманов, никто из источников не уточнил.
Полиция Швеции убийство Абдурахманова не подтвердила. «Полицейскому управлению Швеции известно о сообщениях СМИ об убийстве человека, проживающего в Швеции. Полицейское управление Швеции не может ни подтвердить эти сообщения СМИ, ни дать какие-либо дополнительные комментарии», — сказала изданию «Кавказ. Реалии» пресс-секретарь шведской полиции Ирэн Соколов.
Впервые информация о вероятном убийстве Абдурахманова появилась 1 декабря в телеграм-канале «Ичкерия: герои, враги и предатели». Позднее сам канал опроверг это сообщение. Телеграм-канал «Кавказ Фронт», поддерживающий вторжение России в Украину, в тот же день опубликовал видео с телом человека, отдаленно похожего на блогера. Но выяснилось, что на кадрах не Абдурахманов, а Аслан Гусейнов, убитый годом ранее.
Cоратники и знакомые блогера сообщали, что в последние дни ни он, ни его брат Мухаммад не выходили на связь. 3 декабря чеченская правозащитная ассоциация «Вайфонд», которая базируется в Швеции, сообщила, что и сам Тумсо, и его брат Мухаммад, который является сотрудником организации, «неожиданно и без объяснений больше не доступны по всем контактам».
Но заявления о смерти Тумсо представители чеченской диаспоры оценили скептически. «Обычно о смерти чеченца сообщает отец, брат, сестра, мать или кто-то из родственников. А тут, все кроме его родных сообщают о смерти Тумсо. Может, все таки позволить его родным сообщить о нем и дождаться информации от них или от полиции», — написал в телеграм-канале «Чеченцы, диаспора, Европа» историк и журналист Майрбек Вачагаев.
Блогера могли скрыть силовики для его безопасности, указали представители Ассамблеи чеченцев Европы и ассоциации «Вайфонд», призвав дождаться официальной информации.
Чеченский общественный деятель, лидер ассоциации «Барт Маршо» и представитель совета движения «Единая сила» Джамбулат Сулейманов также подтвердил «Важным историям» информацию о покушении на Абдурахманова и то, что с начала декабря блогер перестал выходить на связь. При этом, по его словам, подверженной информации о смерти Тумсо по-прежнему нет. Сулейманов не исключил, что Абдурахманов может находиться под защитой полиции, как и его брат.
«Вопрос не стоит: было ли покушение — что-то было, потому что человек исчез. Но, возможно, он госпитализирован. Или же скрыт полицией в целях следствия. Если бы он погиб действительно, то, думаю, похоронная процессия настолько бы не затянулась», — предположил Сулейманов.
Он добавил, что покушение было ожидаемо, но, возможно, его можно было предотвратить: «Тумсо являлся одним из самых последовательных и ярых критиков кадыровской власти. И однажды уже было покушение. Мы все ожидали, что будут очередные покушения. Тем более что в Европе уже убито несколько критиков Кадырова, сторонников независимой Чечни. Но нет специальной программы по защите чеченцев, занимающихся этой деятельностью, и, наверное, нужна какая-то информационная подача, чтобы европейские политики обратили на это особое внимание и приняли какие-то меры по защите чеченцев, выступающих за независимость Чеченской республики».
Чем известен Тумсо Абдурахманов
Тумсо Абдурахманов — один из самых популярных оппозиционных Кадырову чеченских блогеров. На его YouTube-канале с последовательной критикой властей Чечни более 470 тысяч подписчиков.
Блог он завел после того, как в 2015 году был вынужден уехать из-за конфликта с троюродным племянником главы Чечни Рамзана Кадырова Исламом (бывший руководитель администрации главы и правительства республики). В Грозном он работал заместителем директора ФГУП «Электросвязь».
В России его объявили в розыск: по версии чеченских силовиков, Абдурахманов причастен к боевикам ИГИЛ, сам Тумсо это отрицал.
В 2019 году спикер парламента Чечни Магомед Даудов, известный как «Лорд», объявил Абдурахманову кровную месть, хотя власти республики это отрицали.
В 2020 году в квартиру Абдурахманова в Швеции проник мужчина и ударил его молотком по голове. Блогер сумел отобрать молоток и вызвать полицию. В 2021 году нападавший по имени Руслан Мамаев получил 10 лет лишения свободы (позднее срок был увеличен на два года). Его пособнице Эльвире Шапиаевой, которая помогла ему проникнуть в квартиру, дали восемь лет.
В суде было заявлено, что встречи для подготовки покушения проходили в том числе в Грозном, а за убийство Мамаеву якобы пообещали 60 тысяч евро. Заказчики преступления в суде не были названы.
После вынесения приговора по делу о нападении на Абдурахманова было предотвращено покушение на его брата Мухаммада в Германии. Организация убийства, по словам Мухаммада Абдурахманова, была поручена Парудди Эдельгериеву, которого называют двоюродным братом Рамзана Кадырова.
7 октября 2021 года Абдурахманов получил в Швеции статус политического беженца.
В декабре 2021 года в Чечне были похищены девять родственников блогера, позднее их отпустили. Абдурахманов связывал похищение с реакцией на ролик о председателе парламента Чечни Магомеде «Лорде» Даудове.
С весны 2022 года он осуждал полномасштабное вторжение России в Украину и освещал военные преступления и нарушения прав мобилизованных.
3 ноября Абдурахманов сообщил о создании своей политической партии — «Голос Чечении». «Мы будем стремиться к власти путем завоевания вашего доверия — не ради власти, а чтобы быть полезными нашему народу и государству. Именно так начинала ичкерийская вайнахская партия, выходцы из которого стали отцами-основателями нашего свободного независимого государства. Мы хотим повторить этот опыт. Когда республика будут деоккупирована — мы хотим участвовать в выборах. <...> Акцент будет делаться на работе с молодежью», — рассказал он.
Последняя публикация на YouTube-канале Абдурахманова появилась 7 ноября, а в телеграм-канале — вечером 30 ноября.
«Стояла задача не только дотянуться до Тумсо, но и запугать остальных»
«Важные истории» поговорили о Тумсо Абдурахманове с Александром Черкасовым, членом совета Центра защиты прав человека «Мемориал». По его словам, блогер — личный враг Кадырова и его окружения. Поэтому, если подтвердится, что блогера убили, сомнений в том, кто организовал убийство быть не может. Вот что рассказал Черкасов:
— Тумсо Абдурахманов исходно не был никаким оппозиционером. У него случился конфликт. Конфликт перерос в противостояние. Противостояние переросло в эмиграцию. Он стал оппозиционным блогером и постепенно сам себя «сделал», он такой self made man, который стал противникам самого Кадырова, его правой руки, его левой руки. Человеком, которого сотни тысяч смотрели в интернете. Чтобы ему объявили кровную месть высокие чеченские чиновники — до этого нужно было дорасти. Тумсо Абдурахманов оказался человеком способным. В чем-то противоречивым. Но он, безусловно, был заметнейшим оппозиционным чеченским блогером. Блогером, потому что мало чего осталось оппозиционного. Есть оппозиционный канал «Адат», который, собственно, сейчас и сообщил о гибели Абдурахманова. Но канал — это все-таки некоторая коллективная сущность. А тут человек говорит напрямую, он лично ставит на подобающее место нынешние чеченские власти. В итоге он стал для кадыровцев противником если не номер один, то одним из важнейших. После того как вся возможная оппозиция, казалось бы, была разгромлена и никого противостоящего не осталось, прошлой осенью чеченские власти развернули наступление на последнее, что осталось — на блогеров. Это были и угрозы родственникам. И задержания их близких с целью вынудить блогеров отказаться от каких-либо оппозиционных высказываний. Это и кампания против канала «Адат», закончившаяся арестом матери человека, ведущего канал, и фабрикация против него уголовного дела.
На Тумсо тоже уже покушались. Он по случайности не был убит в Швеции несколько лет назад. В тот раз он даже сумел повязать неудачливого киллера и сдать его полиции.
Надо сказать, что это был не первый случай, когда покушались в Европе на кого-то, открыто выступавшего против Рамзана. Первый известный случай — это венское убийство 13 января 2009 года Умара Исраилова. Бывшего охранника Кадырова, а еще раньше - боевика, которого, как водится, при формировании кадыровских структур взяли в плен, пытали, заставили работать на себя, потом назначили в одно из сел главным. По логике, что никто лучше не охотится на боевиков, чем вчерашние боевики. А он, следуя словам отца, убежал. И начал в Европе разную [общественную] деятельность. В том числе, подал в Страсбургский суд по поводу того, что с ним было. Такой публичный оппонент Кадырова. Его пытались склонить к возвращению - не удалось. Хотели похитить. В итоге убили. Это убийство было первым, но далеко не последним. Даже в Вене с тех пор уже было второе убийство оппозиционного чеченского блогера. В других европейских странах такое тоже происходило. Скажем, во Франции был зарезан один [блогер] — он весьма экспрессивно выступал против Кадырова.
При этом не стоит думать, что это только Рамзан Кадыров такой, с хорошей памятью. Федеральные структуры тоже не сидят сложа руки.
Скажем, убийство в Катаре в 2004 году Зелимхана Яндарбиева, бывшего президента Ичкерии, это однозначно действия федеральных силовых структур. Тогда в Катаре были задержаны двое офицеров ГРУ. В Европе сейчас одно из самых известных убийств — это убийство в 2019 году в Берлине Зелимхана Хангошвили. Во время второй чеченской войны он был не последним человеком в логистике Шамиля Басаева. Хангошвили со стороны Грузии обеспечивал Басаеву и кадры, и снабжение. А в 2017 году в центре Киева взорвали напарника Хангошвили по фамилии Махаури. Тоже был когда-то кадровиком и оружейником Басаева. Потом у него была долгая интересная судьба, включая бегство в Турцию, где его посадили на какое-то время в тюрьму якобы за организацию террористической сети, убивавшей чеченских эмигрантов. Потом его освободили, он добрался до Украины и занялся примерно тем же самым. То есть работал с чеченскими батальонами, воевавшими на фронтах Донбасса с украинской стороны. А потом был взорван в Киеве. Хангошвили и Махаури были целями федеральных силовых структур — ФСБ, ГРУ — еще с того периода, когда Грузия была ближним кругом второй чеченской войны.
По разным чеченским эмигрантам работали разные структуры. Однако личные враги Кадырова [в отличие от «врагов государства»] — это совершенно другая страта и с ними совершенно иная ситуация. Я не хочу сказать, что здесь невозможна никакая кооперация между разными структурами — федеральными и собственно «кадыровскими». В каких-то эпизодах она возможна. Однако в случае Тумсо Абдурахманова и других блогеров вряд ли ими занимались федеральные структуры. Абдурахманов — это личный враг Рамзана Кадырова и, соответственно, враг его ближайшего окружения.
Также не стоит думать, что такое случается только в Европе. В Турции охота на чеченских эмигрантов шла много лет и со вкусом. Турецкие спецслужбы не раз арестовывали и тех, кто координировал эти действия, и тех, кто покушался.
В общем, за много лет сложилась некоторая система [работающая на уничтожение чеченских оппозиционеров за рубежом]. И сейчас, хотя пока нет никаких документальных, фактических подтверждений гибели Абдурахманова, сомневаться относительно того, кому он мешал, кто мог его заказать и по чьему приказу его могли убить, в общем-то не приходится.
В целом жизнь чеченского политэмигранта тяжела и полна опасностей, потому что, полностью зачистив политическое поле и убрав всякие возможности для инакомыслия, чеченские власти теперь следят за порядком в виртуальном пространстве. И там человек, получающий значительный авторитет, безнаказанно делающий резкие высказывания в адрес Рамзана, не может чувствовать себя в безопасности. Тумсо Абдурахманов ведь в Швеции скрывался, наверняка он продолжал соблюдать какие-то меры безопасности. А его, похоже, все равно нашли.
Надо сказать, что попытки Рамзана пресечь работу оппозиционных каналов [несмотря ни на что] не очень успешны. Преследуя популярнейший канал «Адат», чеченские силовики несколько лет назад нашли одного из его администраторов, благо тот работал в России, в Краснодарском крае. Его похитили, пытали, подвергли публичному унижению, а затем убили. Но канал продолжает работать. И давать информацию, порой достоверную.
Тумсо Абдуахманов — ведущий, но не единственный чеченский оппозиционный блогер. Другое дело, что здесь очевидно стояла задача не только добраться до самого Тумсо, но и запугать всех остальных. Однако думать, что убийством одного человека можно заткнуть рот всем остальным, — это наивность. Чеченцы — люди упрямые и свободолюбивые, так что это вряд ли получится.
Если Тумсо все-таки окажется убит, это будет очередная неудача европейских полицейских структур и спецслужб. Ведь в свое время и Умар Исраилов сообщил полиции о том, что ему угрожают, что его могут похитить или убить. Он сдал полиции того человека, который был прислан в Вену для его ликвидации. [Это не помогло.] Знать правду о возможностях, жестокости и целеустремленности этих джентльменов европейцам достаточно тяжело. Держать при этом у себя чеченских беженцев тоже тяжело, тем более, что они не всегда спешат адаптироваться. Однако нужно понимать, что любой выданный в Россию чеченец поступает дальше в распоряжение кадыровских силовиков, которые работают с ним привычными им методами. Это выдача человека на пытки и на смерть. Сейчас, с началом открытой войны это должно было бы быть переосмыслено. Однако признаков такого переосмысления я пока не вижу. В работе с чеченскими беженцами Европа продолжает исходить, прежде всего, из своих внутренних соображений, и, случается, их по-прежнему выдают из Европы в Россию.
Громкие убийства оппозиционных Кадырову чеченцев в Европе
- В 2009 году в Австрии был застрелен бывший охранник Рамзана Кадырова Умар Исраилов. Его называли автором жалобы в Европейский суд по правам человека, в частности, о существовании в Чечне секретных тюрем. Виновными в убийстве суд признал трех человек: Отто Кальтенбруннер был приговорен к пожизненному заключению, Сулейман Дадаев и Турпал Али Ешеркаев — к 19 и 16 годам соответственно.
- В 2017 году на представительницу международного общественно-политического движения «Свободный Кавказ» в Украине Амину Окуеву и ее мужа Адама Осмаева, обвиняемого в покушении на Путина и Кадырова, было совершено два нападения. В результате второго Окуева скончалась. В первом покушении обвиняли уроженца Чечни Артура Денисултанова (Курмакаева) по прозвищу «Динго», который проходил подозреваемым по делу об убийстве Исраилова.
- В 2019 году в центре Берлина был убит чеченец Зелимхан Хангошвили, чеченский полевой командир, участвовавший во Второй чеченской войне, бывший соратник Масхадова. Полиция Берлина задержала нападавшего россиянина Вадима Красикова, в декабре 2021 года его приговорили к пожизненному заключению.
- В феврале 2020 года во французском городе Лилль в гостиничном номере было найдено тело чеченца Имрана Алиева, известного критическими высказываниями в адрес Кадырова. Ему нанесли не менее 135 ударов ножом. Тумсо Абдурахманов тогда со ссылкой на собственные источники сообщил, что киллер — житель Гудермесского района Чечни Усман Мамадиев.
- В июле 2020 года в Вене был застрелен другой чеченский оппозиционный блогер Мамихан Умаров. Он вел YouTube-канал под псевдонимом «Анзор из Вены», критиковал Кадырова и называл его «Курицей из Хоси-Юрта». Спецслужбы Австрии предлагали Умарову государственную защиту, но он от нее отказывался. В августе 2021 года суд в Австрии по делу об убийстве Умарова приговорил выходца из Чечни Сарали Ахтаева к пожизненному заключению.