Любители России

Чем занимаются российские почетные консулы, рассказывают ProPublica и Международный консорциум журналистов-расследователей

Дата
4 дек. 2022
Автор
Редакция
Любители России
Иллюстрация: Matt Rota / ICIJ / ProPublica

Почетные или внештатные консулы — это люди, способствующие культурно-экономическим связям между странами, но не состоящие на госслужбе и материально независимые от государства. Такие консулы есть у большинства стран — в местах, где невыгодно содержать отдельные дипломатические миссии. Государства назначают консулов по согласованию друг с другом из числа видных граждан, в основном бизнесменов.

Почетные консулы должны быть добровольцами, продвигающими промышленность, искусство и науку страны, которая их назначила. Они должны быть «аполитичны в своих словах и делах», говорится в руководстве, утвержденном международной ассоциацией консулов. Но журналисты американской ProPublica и Международного консорциума журналистов-расследователей (ICIJ) выяснили, что некоторые почетные консулы России в других странах занимались прямо противоположным: активно участвовали в политике, а после вторжения России в Украину поддержали войну.

Случай Черногории

Один из ярких примеров — бывший (до 2018 года) российский почетный консул в Черногории Боро Джукич. Он успел поучаствовать в создании радикальной политической партии, которая была против вхождения Черногории в НАТО. Партийная штаб-квартира располагалась прямо в семейном особняке Джукича в Подгорице, где была и его резиденция.

«Я не являюсь гражданином России, но, как человек, который любит Россию, я представлял ее наилучшим образом», — говорил Джукич местным СМИ. В 2022 году он осудил НАТО, а через сутки после вторжения России в Украину заявил в соцсетях, что Путин остановил «американское господство над всем миром».

Боро Джукич готов продвигать культурные интересы России
Боро Джукич готов продвигать культурные интересы России
Фото: страница Боро Джукича в фейсбуке

Джукич родился в 1970 году в Подгорице. Его отец был коммерческим директором на табачной фабрике, а затем работал в торгпредстве Югославии в СССР. В 1989 году семья переехала в Москву. Затем Джукич работал в австрийской торговой компании в Казахстане, а в 1997 году вернулся в Черногорию и стал советником в Министерстве иностранных дел. В 2013 году почетным консулом в Черногории его сделала Украина. Однако всего через несколько месяцев он оставил свой пост. Джукич тогда пояснил, что решение было связано с изменениями в украинском руководстве в 2014 году.

Вскоре его вновь назначили почетным консулом — но уже от России. На первых порах он не проявлял особой публичной активности, несмотря на то что напряженность в Черногории нарастала. Черногория стремилась стать членом НАТО. И эта ситуация сделала ее полем битвы между Россией и Западом.

В 2016 году черногорские власти, как они заявляли, сорвали попытку государственного переворота, предпринятую в день выборов сотрудниками российской военной разведки и их подручными. Как сообщали власти, заговорщики планировали свергнуть правительство Черногории и убить премьер-министра, который придерживался прозападных позиций. На следующий год Черногория вступила в НАТО.

В октябре 2017 года, Джукич в качестве почетного консула помог съездить в Москву черногорскому политику Марко Милачичу. Последний — один из самых известных популистских политиков Черногории, который регулярно выступал против вхождения в НАТО. В Москве политик встретился с членом комитета по международным делам Госдумы Сергеем Железняком. А через два месяца после этого Джукич подписал учредительные документы правой политической партии “Истинная Черногория”, которую возглавил Милачич (партию поддерживают в Москве). Офис этой партии как раз и расположился в особняке Джукича.

Дом Боро Джукича в Подгорице, где расположилась партия «Истинная Черногория»
Дом Боро Джукича в Подгорице, где расположилась партия «Истинная Черногория»
Фото: Matthew Orr / ProPublica

В 2018 году, вскоре после того как правительство Черногории лишило Джукича полномочий почетного консула (принимающая страна может лишить своего гражданина этого статуса), он появился рядом с Милачичем на пресс-конференции, и поддержал «Истинную Черногорию».

«Если бы у меня было несколько миллионов евро или долларов, я бы предложил их господину Милачичу», — сказал Джукич журналистам. «Почему? Потому что мне нравится его идея». Джукич также написал в Facebook, что он подвергается преследованиям со стороны НАТО. А в интервью российскому СМИ он защитил людей, стоявших за попыткой переворота в 2016 году, назвав одного из заговорщиков товарищем и заявив, что никакого заговора не существовало. «Это все в той же категории, что остальные нападки и действия против России в последние годы. Никакого государственного переворота не было. Максимум, что могло быть... что кто-то спьяну сказал: “Давайте убьем кого-нибудь”», — заявил тогда Джукич.

Политолог и бывший заместитель мэра Будвы Филипович собрал фотографии, которые Джукич размещал у себя в Facebook. На одной из них бывший консул позирует в черной футболке с надписью «русские мотоциклисты», в обнимку с Александром Залдостановым (Хирургом), лидером пропутинского байкерского клуба «Ночные волки».

Не только Черногория

Джукич был не единственным почетным консулом России, который делал громкие заявления. За первое десятилетие президентства Путина число российских почетных консулов выросло до 80 с лишним. После вторжения России в Украину и аннексии Крыма в начале 2014 года некоторые из них осуждали западные санкции, критиковали НАТО и совершали демонстративные политические шаги.

Так, гражданка США, почетный российский консул (теперь уже бывший) в американском Денвере Дебора Палмиери, после присоединения Крыма к России в 2014 году съездила на полуостров, посетила там музей и позировала для фотографов.

Дебора Палмиери съездила в Крым и никакой российской агрессии там не заметила
Дебора Палмиери съездила в Крым и никакой российской агрессии там не заметила
Фото: сайт Дебры Палмиери

А в 2022 году, когда российские ракеты обрушились на Киев и другие украинские города, по меньшей мере два российских почетных консула, высказались в поддержку военной агрессии. «Мне жаль, что он не сделал этого раньше», — поддержал Путина российский почетный консул в Нидерландах Константин ван Влотен. А почетный консул России в Испании Педро Мурино Узал, выступив на российском телевидении, осудил за насилие «украинское террористическое государство». До назначения почетным консулом Узал по приглашению российских властей посетил Крым и поручился, за «абсолютную нормальность и спокойствие» референдума о присоединении полуострова к России в 2014 году.

Отвечая на вопросы ProPublica и ICIJ, Ван Влотен сказал, что у него нет личных отношений с Путиным и что он хотел бы, чтобы военная операция началась раньше, «чтобы [в Украине] скорее закончилась гражданская война». Узал заявил, что критика крымского референдума 2014 года в СМИ была неточной. Украина «вступила в ряды террористических организаций, которые атакуют гражданскую инфраструктуру и лишают жизни мирных жителей», сказал он.

В 2022 году несколько почетных консулов России уволились в знак протеста против вторжения в Украину. Но многие остались на своих местах даже после того, как ряд стран Европы и Азии выслали российских дипломатов. Россия не публикует списки своих почетных консулов, но ProPublica и ICIJ смогли идентифицировать их по меньшей мере в 45 странах.

Среди российских почетных консулов попадались люди непростой судьбы. Так, в Экваториальной Гвинее с 2011 года консулом был человек, осужденный в 2005 году на шесть лет тюрьмы за продажу Ирану и Китаю украинских крылатых ракет, способных нести ядерные боеголовки.

Подробнее о российских почетных консулах читайте в расследовании ProPublica и ICIJ.

Поделиться