Американское издание The Washington Post опубликовало репортаж из Николаева о том, как украинские военные сбивают дроны-камикадзы из стрелкового оружия. Корреспонденты побывали на ночном дежурстве мобильной группы и поговорили с тремя военными, занимающимися уничтожением беспилотников, в том числе с командиром отряда.
Вот главное из материала The Washington Post.
Когда российская армия стала атаковать Николаев беспилотниками иранского производства Shahed 136, в городе начали формировать мобильные группы «охотников на дроны». Всего создано несколько десятков групп, в каждой — «примерно полдюжины человек», это могут быть военные, полицейские, сотрудники Национальной гвардии, члены отрядов теробороны и представители гражданских профессий.
Командир группы, на дежурство которой поехали корреспонденты, до 2017 года работал журналистом, а потом открыл компанию, занимающуюся военным снаряжением. Командир попросил журналистов в репортаже называть его К.
Группа К передвигается на автомобиле с откидным верхом, переданном армии в качестве пожертвования. Когда военные получают сигнал о появлении дронов, они выезжают на заранее выбранные позиции за пределами города. Чтобы вовремя добраться туда, у группы есть около десяти минут.
Военные пытаются сбить дроны за городом, чтобы исключить жертвы среди мирного населения. Оно может пострадать как от падения сбитого дрона (такие случаи были в Киеве), так и от выстрелов «охотников». По словам представителя администрации Николаевской области Дмитрия Плетенчука, в Николаеве во время операций по уничтожению беспилотников пострадавших среди мирного населения пока не было.
Россияне запускают дроны в темное время суток, когда их сложнее сбить. Иногда к Николаеву приближаются одиночные дроны, иногда их запускают группами. В последнем случае часть беспилотников нацелена на Николаев, часть летит дальше — в направлении Киева и Львова. Обычно дроны запускают из Крыма, они приближаются с Черного моря, а потом поднимаются по реке Южный Буг, на которой стоит Николаев.
У украинских мобильных групп есть тепловизоры и приборы ночного видения. Человек с тепловизором должен засечь дрон и подсветить его лазерным лучом. После этого остальные члены группы открывают огонь. В группе К на вооружении есть не только автоматы, но и пулемет, снятый с подбитого российского танка. Один из военных, чтобы осветить небо, стреляет из сигнальной ракетницы своего деда, использовавшего ее во время Великой Отечественной войны.
«Это похоже на „Звездные войны“», — говорит Богдан Ярема, занимающийся координацией групп. Он добавляет, что, когда в ночном небе возникают тысячи вспышек, это очень красивая картина.
Часто по одному и тому же дрону огонь ведут несколько мобильных групп. K говорит, что между группами существует соперничество, а его команда сбила не менее трех беспилотников. «В конечном счете их сбивает украинское государство. Главное — результат», — говорит К.
Командир группы показал журналистам остатки двух сбитых иранских дронов. Они пишут, что, несмотря на наложенные на Иран санкции, некоторые детали, судя по всему, сделаны в США, Азии и Европе. «Они обходят санкции», — считает К.
Россия начала наносить массированные удары по украинской инфраструктуре 10 октября. Последний из них был нанесен 23 ноября, во многих регионах Украины жители остались без света, воды и тепла. Последствия обстрелов не устранены до сих пор. По данным «Укрэнерго», к 12:00 мск 29 ноября производители электричества обеспечивают 70 % потребностей потребителей.
Как отмечает The Washington Post, в первые недели обстрелов Россия применяла крылатые ракеты и дроны, а в последнее время обстреливает инфраструктуру в основном ракетами. По данным британской разведки, это может означать, что запасы иранских беспилотников у российских военных заканчиваются.
Однако возможно, что Россия и Иран достигли договоренности об организации производства дронов на российской территории. Издание The Washington Post писало об этом со ссылкой на источники в разведках США и западных стран. Кроме того, возможны новые поставки беспилотников из Ирана.
Военные, защищающие от дронов Николаев, рассказали журналистам, что они ждут поставок западного стрелкового оружия, о которых было объявлено на прошлой неделе. Кроме того, им нужны тепловые датчики, приборы ночного видения и мощные пикапы.