Российская армия уходит из Херсона. Что будет дальше?

Военные эксперты считают, что отступление было неизбежно, а держать оборону на левом берегу Днепра российской армии будет проще

Дата
9 нояб. 2022
Автор
Редакция
Российская армия уходит из Херсона. Что будет дальше?
Сергей Суровикин докладывает Сергею Шойгу о ситуации на херсонском направлении, 9 ноября. Фото: EPA / Минобороны РФ / scanpix / leta

Что случилось

Российская армия отходит с правого берега Днепра в Херсонской области. 9 ноября с таким предложением выступил командующий объединенной группировкой войск в Украине Сергей Суровикин, а министр обороны Сергей Шойгу с ним согласился. Новая линия обороны будет организована на левом берегу Днепра. По словам Суровикина, отход войск произойдет «в ближайшие сроки». Херсон — единственный областной центр Украины, захваченный российскими войсками.

Как армия попала в ловушку

Российские войска перешли Днепр в первые дни войны, а 1 марта заняли Херсон. Однако на правом берегу россиянам удалось занять относительно небольшую территорию — часть Херсонской области и некоторые районы Николаевской. Во время «референдума» об аннексии захваченных территорий Украины оккупационные власти «присоединили» эти районы к Херсонской области.

Аналитик проекта Conflict Intelligence Team (CIT) Кирилл Михайлов считает, что, скорее всего, российские военные рассматривали херсонское направление как плацдарм для наступления на Николаев и Одессу. «Поэтому, когда уходили с севера Киевской области, не стали сдавать Херсон», — говорит он.

В конце августа ВСУ начали контрнаступление на херсонском направлении. Значительных успехов им удалось добиться в начале октября. Тогда украинские военные не только потеснили противника с запада, но и вышли к правому берегу Днепра и продвинулись на юг.

У российской группировки возникли сложности со снабжением. ВСУ взяли под огневой контроль переправы через Днепр — Антоновский мост под Херсоном и мост Каховской ГЭС. Россияне пытались доставлять подкрепление, боеприпасы и снаряжение баржами. Британская разведка писала, что рядом с Антоновским мостом военные навели переправу из барж, чего не было «в течение десятилетий». В начале ноября ВСУ уничтожили баржевую переправу.

Также украинская армия обстреливала склады с боеприпасами и места расположения противника на правобережье. Самый громкий случай — попадание в школу, где размещались военнослужащие из Чечни. Чеченский оппозиционный телеграм-канал «1Adat» писал, что погибли около 100 военнослужащих «Нефтяного полка» — спецподразделения чеченской Росгвардии. Глава Чечни Рамзан Кадыров признал гибель 23 человек.

С военной точки зрения этот плацдарм не нес никакой пользы российской армии
Ян Матвеев, военный эксперт ФБК

«Территорию на правом берегу Днепра было сложно снабжать из-за разрушенных мостов. Поэтому войскам там находиться было опасно. С военной точки зрения этот плацдарм не нес никакой пользы российской армии», — рассказал «Важным историям» военный эксперт ФБК Ян Матвеев.

«Украинцы продолжали поражать российскую технику, тратилось значительное количество техники, живой силы, боеприпасов на отражение украинских атак. Все это делало ситуацию достаточно тяжелой и потенциально критической», — добавляет Михайлов из CIT.

Как сообщали об отступлении

18 октября Суровикин заявил, что на херсонском направлении сложилась «непростая ситуация», которая может потребовать «непростых решений». 21 октября американский Институт изучения войны (ISW) написал, что россияне начали выводить с правобережья самые боеспособные части, а прикрывать отход отправили военных, призванных по мобилизации.

3 ноября заместитель оккупационной администрации Херсонской области Кирилл Стремоусов сказал, что российские военные, скорее всего, уйдут из Херсона. На следующий день он объяснил свои слова желанием спасти как можно больше людей, убедив их эвакуироваться. 8 ноября Стремоусов заявил: «Уже в ближайшие дни в Херсоне ожидают развязку событий. Мы готовы к любым решениям, даже самым сложным». 9 ноября Стремоусов погиб в ДТП.

Украинские военные и чиновники в последние недели неоднократно заявляли, что сообщения об отступлении российских войск из Херсона могут быть провокацией. Об этом говорили, в частности, глава военной разведки Кирилл Буданов и заместитель министра обороны Анна Маляр. Советник Офиса президента Украины Михаил Подоляк и после объявления об отступлении заявил, что Украина не видит признаков того, что Россия оставляет Херсон без боя.

Военный эксперт ФБК Матвеев считает, что большой разницы в том, когда начинать отступление из Херсона, не было. «Главное было сделать это до того, как ВСУ пойдут в решительную атаку, чтобы не рисковать», — говорит он.

По словам Михайлова, сдавать Херсон нужно было уже тогда, когда ВСУ начали «накрывать» мосты. «Скорее всего, ожидалось, что когда-нибудь будет восстановлена армия и можно будет провести еще какие-то дополнительные наступательные действия с того направления. Но этого не произошло», — считает аналитик CIT.

Также в последние несколько недель оккупационные власти Херсонской области проводили эвакуацию жителей правобережья. Впервые они заговорили об этом 13 октября, причем сначала избегали слова «эвакуация», подчеркивая, что речь о добровольном переселении.

Эвакуированная из Крыма женщина на вокзале в Джанкое (Крым)
Эвакуированная из Крыма женщина на вокзале в Джанкое (Крым)
STRINGER / AFP / scanpix / leta

Однако, чем дальше, тем в более жесткой форме жителей призывали покинуть Херсон и все правобережье. Чтобы убедить жителей выехать, Стремоусов, как написано пятью абзацами выше, даже говорил о скором отступлении российской армии из Херсона. В начале ноября территорию эвакуации расширили, добавив к ней 15-километровую зону на левом берегу Днепра.

Глава оккупационной администрации Херсонской области Владимир Сальдо говорил о планах эвакуировать около 70 тысяч жителей. 9 ноября Суровикин доложил Шойгу, что зону боевых действий покинули 115 тысяч человек.

При чем тут Крым

Одной из причин, по которым российской армии надо покинуть правый берег Днепра, Суровикин назвал возможный подрыв украинцами дамбы Каховской ГЭС, что может привести к наводнению и многочисленным жертвам. В планах взорвать дамбу российская и украинская стороны обвиняли друг друга неоднократно.

Президент Украины Владимир Зеленский предупреждал, что в случае подрыва дамбы затопленными могут оказаться около 80 населенных пунктов, в том числе и Херсон. При этом секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Алексей Данилов говорил, что если россияне взорвут дамбу, то оставят без воды Крым минимум на 10-15 лет.

Получается, Украине взрывать дамбу невыгодно из-за затопления территорий Херсонской области, а России — из-за риска оставить без воды Крым. Украинский военный эксперт Алексей Мельник добавляет, что украинцы не будут взрывать дамбу еще и потому, что вода из Новокаховского водохранилища охлаждает реакторы Запорожской АЭС. «Подрыв дамбы не в интересах Украины, ведь это несет угрозу в стиле взрыва в Фукусиме. Помимо этого, подрыв дамбы грозит и промышленному сектору», — говорит он.

Дамба Каховской ГЭС
Дамба Каховской ГЭС
Ukrayinskyi Pivden / via REUTERS / scanpix / leta

Если ВСУ захотят лишить Крым воды, не взрывая дамбу, то сделать это будет непросто.

Эксперты пояснили «Важным историям», что водоснабжение Крыма идет по каналу, который находится на левобережье и начинается от Новой Каховки. Военный эксперт ФБК Матвеев считает, что, выйдя к Днепру, ВСУ «могут попробовать что-нибудь сделать с этим каналом». Михайлов из CIT отмечает, что, чтобы перекрыть снабжение Крыма водой, нужно перегородить канал. «Этого, мне кажется, нельзя сделать, не контролируя левый берег», — говорит Михайлов.

Что будет дальше

По словам Матвеева, на левом берегу Днепра российской армии обороняться будет «чуть проще». «Линия пройдет по Днепру, форсировать его с боем — крайне рискованное дело, украинцы пока явно не будут предпринимать подобные попытки. Просто слишком много потерь получится», — говорит эксперт.

«Я просто себе не представляю, кто, кроме маршала Жукова, может бросить войска на форсирование Днепра с последующей атакой? Это точно не будет украинский генеральный штаб или украинский командующий», — уверен украинский военный эксперт Алексей Мельник. Он считает, что ВСУ будут уничтожать цепочки снабжения, склады, скопления сил противника — «чтобы, в конце концов, Суровикину пришлось принять очередное „непростое решение“». 

«Скорее всего, на херсонском направлении мы увидим различные артиллерийские дуэли через Днепр, действия диверсионно-разведывательных групп и авиации. Но крупных наступательных действий на этом участке мы не увидим, они переместятся на другие участки, например, на запорожское, донецкое и сватовское направления», — говорит израильский военный эксперт Давид Гендельман.

Михайлов считает, что российской армии не потребуется много сил, чтобы держать оборону на левом берегу Днепра. «А освободившиеся силы можно будет перебросить куда угодно. Например, на сватовское направление [в Луганскую область], где сейчас критическая ситуация», — отмечает он. 

Думаю, Киев на переговоры не пойдет и освобождение остальных территорий не заставит себя долго ждать
Кирилл Михайлов, аналитик Conflict Intelligence Team

По словам Матвеева, в дальнейшем Россия попытается «заморозить фронт повсюду», а потом провести переговоры и добиться перемирия. «Думаю, Киев на это не пойдет и освобождение остальных территорий не заставит себя долго ждать, — добавляет он. — Политически, конечно, это [отступление с правого берега Днепра] огромное поражение как для армии, так и для Путина. Они попытаются это все оправдать заботой о людях, но это не будет убедительно. Потому что все знают — Путину на людей наплевать».

«Политические последствия неприятные, учитывая, что говорилось, что Россия здесь навсегда, что мы твердо держим оборону, — соглашается Михайлов. — Я бы отдельно отметил, что в объявлении этого всего Путин не принимал участия — только Шойгу и Суровикин. То есть, возможно, они хотят свалить все на генералов». 

Поделиться