Как компания Евгения Пригожина добывает золото в Судане. Главное из расследования OCCRP

Основатель ЧВК «Вагнер» платит миллионы долларов за доставку оружия и получает лицензии на особых условиях

Дата
3 нояб. 2022
Автор
Редакция

Центр по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) и французское издание Le Monde выпустили расследование о деятельности в Судане компании, принадлежащей российскому бизнесмену Евгению Пригожину — основателю ЧВК «Вагнер». 

Журналисты выяснили, что компания Пригожина заплатила миллионы долларов суданской фирме, связанной с военной разведкой этой страны. Взамен она получила помощь в снабжении оружием и оформлении документов для своих российских сотрудников. Также компания основателя ЧВК «Вагнер» получила право добывать в Судане золото на более выгодных условиях, чем предусмотрено местным законодательством. Вот главные факты из расследования OCCRP и Le Monde.

Деятельность в интересах Пригожина в Судане ведет компания Meroe Gold, ее материнская компания «М-Инвест» принадлежит Пригожину. Meroe Gold была зарегистрирована в ноябре 2017 года, а «спустя непродолжительное время» она подписала контракт с суданской фирмой Aswar Multi Activities. Расследователи, ссылаясь на контракты, документы и внутреннюю корреспонденцию Aswar, утверждают, что ее контролирует военная разведка Судана.

Meroe Gold каждый месяц платила Aswar по 100 тысяч долларов. Также компания Пригожина перечислила ей 200 тысяч долларов в качестве «добровольного платежа» и по 500 долларов за каждого сотрудника, которому Aswar помогла с оформлением документов. У журналистов есть копия этого контракта.

По условиям договора, Aswar обязана поставлять Meroe Gold «необходимое оружие и экипировку» «через Министерство обороны Судана». В приложении к контракту упоминаются бронированные автомобили, крупнокалиберное оружие и дроны. Расследователи пишут, что грузы, в частности, доставлялись самолетами из Центральной Африканской Республики, где действуют подразделения ЧВК «Вагнер». Несколько рейсов были сделаны на российском грузовом самолете Ан-26, принадлежащем Минобороны Судана.

В Судане Meroe Gold занимается добычей золота, вероятно, военные и оружие нужны ей для охраны приисков. 

Компании Пригожина удалось получить лицензию на добычу золота на более выгодных условиях, чем это предусмотрено законодательством Судана. По закону 30-процентную долю в разработках полезных ископаемых автоматически должно получить Министерство природных ресурсов Судана. Однако в 2018 году по распоряжению президента Судана министерство передало Meroe Gold свои доли в нескольких разработках.

В 2019 году компания Meroe Gold упоминалась в расследовании «Настоящего времени» о деятельности фирм Пригожина в Африке. После этого она попала под санкции США. Расследователи OCCRP и Le Monde выяснили, что позднее в Судане была создана компания Al Sawlaj, с помощью которой владельцы и руководство Meroe Gold продолжают свою деятельность. У Al Sawlaj нет активов, в ее штате один сотрудник — бывший менеджер Meroe Gold.

Поделиться