31 октября Владимир Путин заявил, что не знает, нужно ли ему подписывать указ о завершении мобилизации. «Я с юристами поговорю, откровенно говоря, я даже не задумывался об этом», — сказал Путин. 28 октября об окончании мобилизации Путину доложил министр обороны Сергей Шойгу.
1 ноября пресс-секретарь президента Дмитрий Песков рассказал, что Путин «посоветовался с юристами» — и те уверили его, что отдельный указ не нужен. То же самое сказал глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас: он отметил, что мобилизацию можно завершить и на словах, без дополнительных документов и указов.
Согласно федеральному закону о мобилизации от 1997 года, решение о завершении мобилизации может принять только глава государства — доклада или решения Минобороны недостаточно. Пока президент не подпишет указ, Минобороны может спускать в регионы новые планы.
В подписанном 21 сентября указе об объявлении мобилизации есть понятие «до окончания периода частичной мобилизации» (п.4), следовательно, окончание так или иначе должно наступить, подчеркивает правозащитник Павел Чиков. Кроме того, в сентябрьском указе не сказано, с какого момента или события он перестает действовать.
Слова Дмитрия Пескова о том, что указ выполнен, так как «там же речь шла о конкретном количестве — до 300 тысяч человек», не соответствуют действительности. Во-первых, численность призываемых военнослужащих в указе скрыта для служебного пользования, отмечает Чиков. Во-вторых, доклады министра обороны президенту и пресс-релизы его ведомства нормативной силы не имеют.
Одна из причин, по которой Путин не подписывает указ об окончании мобилизации, — из армии сразу уволятся несколько десятков тысяч контрактников, пояснил «Важным историям» военный эксперт Павел Лузин. Сейчас же контракты военнослужащих продлены на неопределенный срок.
Среди них фактически могут оставаться и призывники осени 2021 года, не подписавшие контракт ни при призыве, ни за последний год, и подлежащие увольнению в запас в октябре-декабре 2022 года. По мнению эксперта, большинство автоматически перешли в разряд мобилизованных, и к моменту начала «частичной мобилизации» в армии уже находилось не менее 100 тысяч «мобилизованных».
1 ноября начался осенний призыв на срочную службу. Его отложили на месяц из-за мобилизации. Эксперты связывают это с тем, что мощности российской армии ограничены и не рассчитаны на одновременный прием срочников и мобилизованных. Российская армия лишь символически подражает советской, но таковой уже давно не является, отмечает Лузин.
Точного ответа сейчас не даст никто, но есть несколько косвенных признаков, что это возможно.
Прекращение мобилизации лишит Минобороны и власти регионов возможности начать следующие этапы без нового указа. Рано или поздно сотни тысяч мобилизованных придется уволить в связи с их гибелью, ранением и другими причинами, а на их места потребуются новые, отмечает Павел Чиков. Основание объявления частичной мобилизации, — а именно «агрессия или непосредственная угроза агрессии, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против РФ», как их понимают российские власти, — не отпало: вооруженный конфликт продолжается.