Российская армия продолжает наступать на Бахмут. Кажется, в этом нет смысла
Шансов взять город немного. А даже если удастся — не факт, что это принесет большие выгоды
Бахмут Донецкой области — одно из немногих направлений, где российская армия все еще наступает. В сводке американского Института изучения войны (ISW) говорится, что 21 октября россияне продвинулись от восточных окраин города в сторону центра. По словам замминистра обороны Украины Анны Маляр, российским войскам поставили задачу взять Бахмут до конца октября.
«Там местность выглядит хуже, чем в Первую мировую войну. Там уже живого места нет, все изрыто артиллерией», — говорил 17 октября советник Офиса президента Украины Алексей Арестович. Министерство обороны Украины выкладывало видео позиций украинских военных и тоже сравнивало бои под Бахмутом с Первой мировой.
Наступление на Бахмут ведут бойцы ЧВК «Вагнера». 14 октября это подтвердил основатель «Вагнера» Евгений Пригожин. Он подчеркнул, что других российских подразделений под Бахмутом нет. «ЧВК „Вагнер“ практически всегда воюют в одиночку, так надежнее. Под Бахмутом обстановка стабильно сложная, украинские войска оказывают достойное сопротивление и легенда о бегущих украинцах — всего лишь легенда. Украинцы — парни с такими же железными яйцами, как и мы», — приводит его слова телеграм-канал «Кепка Пригожина».
Смогут ли бойцы «Вагнера» взять Бахмут
Военные эксперты, с которыми поговорили «Важные истории», сходятся во мнении, что шансов захватить Бахмут у россиян мало. «Учитывая темпы наступления на Бахмутском направлении, это вряд ли получится в ближайшие недели или даже месяцы», — говорит Аналитик Conflict Intelligence Team (CIT) Кирилл Михайлов.
Военный эксперт Юрий Федоров считает, что захватить Бахмут российские войска могут только так же, как Северодонецк — то есть полностью разрушив город. «У русских же, судя по всему, не хватает для этого боеприпасов. Но будут стараться взять [Бахмут] во чтобы то ни стало», — отмечает Федоров.
Украинский военный эксперт, полковник Сергей Грабовский говорил РБК-Украина, что даже если бойцы ЧВК «Вагнера» возьмут Бахмут, им это ничего не даст: «Перед тем как перейти в наступление, враг может бить по населенному пункту часами, неделями. После чего противник пытается продвинуться туда. Не уверен, что они могут взять Бахмут в ближайшее время, хотя технически они могут его захватить. Но это будет так называемая пиррова победа — когда ты достиг цели, а больше ничего уже сделать после этого не можешь».
Зачем российской армии Бахмут
11 сентября, вскоре после того как ВСУ освободили Изюм Харьковской области, Институт изучения войны писал, что взятие Бахмута больше не имеет большого значения. Это связано с тем, что потеря Изюма и отступление в Харьковской области сделало невозможным достижение главной цели летнего наступления россиян — освобождение всей территории Донецкой области. «Наступательные операции в районе Бахмута и под Донецком потеряли для Москвы оперативное значение и лишь приводят к потерям в эффективных подразделениях, которых и так очень мало», — говорили эксперты.
Аналитик CIT Михайлов также считает, что особого смысла в захвате Бахмута для российских военных нет. «К полному захвату Донбасса их это приблизит, но ненамного. К тому же, сейчас силы нужны для удержания других линий фронта, где есть угроза наступления ВСУ. По моему мнению, это во многом личная война Пригожина и его ЧВК „Вагнера“», — отмечает Михайлов.
У военного эксперта Федорова другое мнение: «Бахмут играет большую роль в системе обороны, выстроенной ВСУ после 2014 года. И если Бахмут будет взят, то вся система обороны на Донецком фронте может серьезно ослабнуть. И возникнет угроза прорыва российских войск в оперативную глубину».
У взятия Бахмута может быть не только военная цель. Руководитель украинского Центра военно-правовых исследований Александр Мусиенко считает, что российской стороне нужен хоть какой-нибудь успех. «Они хоть как-то на этом направлении закрепились и могут оттуда вести какие-то наступательные действия. Они упорно прорываются, потому что думают, что это хоть что-нибудь на фоне поражений и отсутствия побед. Это хотят преподнести как хоть какой-то успех», — цитирует Мусиенко «Канал 24».
Украинский военный эксперт, полковник Роман Свитан отмечает, что еще одной задачей российской армии может быть выход к «водоводу» за Бахмутом, чтобы восстановить водоснабжение Донецка.
Какие потери у ЧВК «Вагнера»
Военный эксперт Федоров говорит, что российская сторона несет большие потери, которые могут достигать нескольких тысяч человек. Это связано с тем, что Бахмут — «сильно укрепленный город, где половина зданий могут быть превращены в центры обороны».
Советник Офиса президента Украины Арестович говорил, что под Бахмутом россияне каждый день теряют около роты: «Мы кладем их, по самым скромным, по самым сдержанным оценкам, где-то роту в день, реально, конечно, больше. И там прут новые волны по телам своим павших товарищей. А прут по одной простой причине — там двойная система заградотрядов». Численность мотострелковой роты российской армии — не менее 100 человек, наступление на Бахмут началось более трех месяцев назад.
16 октября президент Украины Владимир Зеленский, говоря о тяжелых боях под Бахмутом, сказал, что на стороне России там воюют в том числе заключенные, которых отправили на фронт: «Против наших сил оккупанты бросили всех, кого могли, в том числе и две тысячи зеков — они среди наемников именно там. И это зэки с большими сроками наказания за тяжкие преступления. Их на фронте удерживают не только деньгами, но и обещанием амнистии». Федоров подтверждает, что на Бахмутском направлении воюют заключенные. По его словам, они играют роль штрафных батальонов, поэтому среди них самые большие потери.
Украинский военный эксперт Свитан, говоря о российских потерях под Бахмутом, добавляет: «В районе Бахмута самая большая плотность вражеских войск. Для нас это важно, потому что проще уничтожать их где-то в одной точке. И как раз самые большие потери у российских войск именно под Бахмутом. Войти в город они точно не смогут, но мы там их будем держать и уничтожать до последнего».
Репортаж из Бахмута
22 октября американское издание Washington Post опубликовало репортаж из Бахмута. Журналисты пишут, что у российской армии есть превосходство в численности и в вооружении. Украинские военные, с которыми поговорили корреспонденты, это подтверждают.
Говоря о больших потерях у ЧВК «Вагнера», украинцы отмечают, что людей там не жалеют. «Их используют как одноразовых солдат», — говорит командир артиллерийского расчета Владимир. Еще один украинский военнослужащий добавляет, что россияне продолжают идти в атаку, даже когда их позиции находятся под обстрелом.
При этом украинцы говорят, что сами тоже несут значительные потери. На прошлой неделе был момент, когда машины скорой помощи по несколько раз ездили на украинские позиции. Один из военнослужащих рассказал, как россияне окружили группу украинских военных и открыли сильный огонь. «От них даже кусочков не осталось», — говорит собеседник Washington Post.
Журналисты пишут, что из 70 тысяч человек, живших в Бахмуте до начала российского вторжения, сейчас осталось около 15 тысяч.
Деталь
1 октября российская «журналистка» Надана Фридрихсон выложила на своем ютуб-канале репортаж о наступлении ЧВК «Вагнера» на Бахмут. В описании ролика говорится, что под Бахмутом воюет сын Евгения Пригожина, который якобы появляется в фильме. У военных, которые дают интервью Фридрихсон, закрыты лица, их имена не называются.