ВСУ наступают под Херсоном, жителей эвакуируют. Будет ли российская армия защищать город?

Военные эксперты считают, что выстроить оборону можно, но это лишь приведет к большим потерям

Дата
19 окт. 2022
Авторы
ВСУ наступают под Херсоном, жителей эвакуируют. Будет ли российская армия защищать город?
Сергей Суровикин во время интервью 18 октября. Фото: Russian Defense Ministry Press Service via AP / scanpix / leta

Что случилось

Оккупационные власти Херсонской области объявили о начале наступления ВСУ под Херсоном. 19 октября это сделал заместитель главы захваченной части региона Кирилл Стремоусов. По его словам, украинцы начали продвижение вдоль правого берега Днепра по направлению Новая Каменка — Берислав. Украинская сторона возможное наступление не комментирует.

Вечером 18 октября командующий объединенной группировкой российских войск генерал Сергей Суровикин дал интервью российским государственным СМИ — его можно почитать или посмотреть. Он отметил, что на херсонском направлении сложилась «непростая ситуация», и признал, что в городе есть проблемы со снабжением. Суровикин не исключил, что российским военным придется принять «непростые решения».

«Важные истории» поговорили с военными экспертами о том, что могут означать слова Суровикина — будет ли российская армия защищать Херсон или военные попытаются отойти на левый берег.

Крепость или отступление

Военный эксперт Ян Матвеев не исключает, что российским военным дадут приказ оборонять город до конца. «В теории российская армия может выстроить локальные рубежи обороны вокруг города и превратить его в крепость, но так они только понесут значительные потери, — рассуждает эксперт. — Чем ближе к городу будут украинские позиции, тем больше проблем с логистикой будет у путинской армии».

Другой военный эксперт Давид Гендельман считает, что возможности оборонять Херсон у российской группировки пока еще есть, но непонятно, какие намерения у российского руководства. «Также возможны резкие варианты типа подрыва Каховской плотины (любой из сторон) или другие крупномасштабные диверсии, которые изменят обстановку на плацдарме», — говорит Гендельман. Он считает, что исход сражения будет зависеть от соотношения сил — количества резервов, которые ВСУ или российская армия бросят на это направление. 

Если российское руководство решит вывести войска на левый берег Днепра, сделать это может быть непросто. Матвеев отмечает, что рядом с Антоновским мостом, который украинцы регулярно обстреливают из РСЗО HIMARS, российские военные навели понтонную переправу, а разрушенную часть моста рядом с Каховской дамбой засыпали гравием. Но и это, по словам эксперта, недостаточно для быстрого отступления нескольких тысяч солдат с техникой. «Чем дольше российская армия остается на правом берегу Днепра, тем выше шанс, что она попадет в ловушку, ведь ВСУ в любой момент могут еще раз атаковать переправы „Хаймарсами“», — добавляет Матвеев.

«Чем дольше российская армия остается на правом берегу Днепра, тем выше шанс, что она попадет в ловушку, ведь ВСУ в любой момент могут еще раз атаковать переправы „Хаймарсами“»
Ян Матвеев, военный эксперт

«Снова форсировать Днепр будет на порядок сложнее»

По словам экспертов, если ВСУ освободят Херсон, это будет как военным, так и психологическим успехом. «Освобождение Херсона нанесет еще один мощный психологический удар по российской армии и той части общества, которая поддерживает войну. И все наоборот для Украины. Как российская, так и украинская армии смогут высвободить часть сил, ведь обороняться по Днепру проще. В ситуации сплошных поражений, в которой российская армия находится сейчас, такой исход даже выгоден», — говорит Матвеев. 

Гендельман считает, что, если ВСУ удастся полностью освободить правобережный плацдарм, это может стратегически поменять обстановку на южном фронте. «Снова форсировать Днепр для ВС РФ будет уже на порядок сложнее, поэтому такой естественный рубеж перенесет основные усилия по наступлениям и контрнаступлениям на юге на запорожское направление, а на херсонском будет больше действий артиллерии, авиации», — говорит эксперт.

Эвакуация и военное положение

На захваченных территориях власти начали готовиться к наступлению украинских военных еще во вторник. Глава региона Владимир Сальдо объявил эвакуацию жителей правобережья. Слова «эвакуация» он, как обычно, избежал, назвав ее «организованным перемещением». Причиной оккупационные власти называют обстрелы ВСУ и возможный подрыв плотины Каховской ГЭС, из-за чего некоторые районы может затопить. Сальдо рассказал также, что все «властные структуры» переезжают на левый берег Днепра.

Утром 19 декабря жители Херсона начали получать вот такие смс с призывом срочно эвакуироваться и предупреждением об обстреле жилых кварталов. Позднее Сальдо сообщил, что около семи тысяч жителей правобережья уже эвакуировались, всего, по его словам, планируется вывезти 50-60 тысяч человек за пять-шесть дней. В среду представители властей ходили по домам и призывали жителей уехать. РБК опубликовал видео очереди на выезд из Херсона, в ней несколько десятков человек. Примерно то же самое видно на фото, выложенных в телеграм-канале «Хуевый Херсон».

Очередь на эвакуацию в Херсоне
Очередь на эвакуацию в Херсоне
Фото из телеграм-канала «Хуевый Херсон»

Днем в среду Владимир Путин объявил военное положение на всех оккупированных территориях Украины, то есть в захваченных частях Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областей. После этого глава оккупационной администрации Сальдо сказал, что власть в регионе передадут военным.

Деталь

Несмотря на заявления Суровикина о возможных «непростых решениях» под Херсоном и «напряженной» обстановке на фронте в целом, пропагандисты и особенно «военкоры» рассыпались в комплиментах новому командующему объединенной группировки.

Как хвалили Суровикина
Маргарита Симоньян
Пропагандистка, главный редактор Russia Today
«Мы все просили, чтобы у СВО было честное, прямое, понятное лицо и голос, объясняющий, что происходит. Суровикин».
Андрей Медведев
«Журналист», вице-спикер Мосгордумы
«Мы наконец-то узнаем о весьма сложных решениях до того, как их начали реализовывать. Мы узнаем о сложных решениях публично, от командующего СВО. Это принципиально новый подход, очень сильно отличный от того, к которому было мы привыкли».
Анастасия Кашеварова
«Журналистка», бывшая помощница спикера Госдумы Вячеслава Володина
«Впервые заявление от высокопоставленных военных не носит показушный характер. Нет шапкозакидательства и попыток утаить реальное положение, в котором мы находимся. <...> Наконец-то хоть какое-то человеческое объяснение, за что мы воюем. Без всяких денацификаций, демилитаризаций и прочего».
Евгений Поддубный
«Военный корреспондент»
«Первое публичное заявление генерала армии Суровикина (а он и в кадре суровый) в должности командующего объединенной группировкой войск в районе проведения СВО было емким и сухим по форме, но знаковым по содержанию, потому что правда объединяет куда лучше, чем лозунги, даже если это горькая правда».
Александр Сладков
«Военный корреспондент»
«Обстановка тяжелая, и впервые честно об этом заявляет сам руководитель операции, а не Игорь Конашенков, или какой-то собирательный образ Генштаба. Честность и ответственность всегда хороша».

Поделиться