Турчак нашего времени
Как сын приятеля Путина стал спасителем Новороссии
Секретарь генсовета «Единой России» и первый вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак сегодня один из самых деятельных политиков России. Он ездит по оккупированным территориям Украины, открывает «гуманитарные центры», проводит совещания с главами новых администраций и обещает выжившим под российскими обстрелами, что «Россия здесь навсегда». А на родине, в России, рассказывает, что для него эта война — продолжение той, что вел его дед, который четыре года после победы в Великой Отечественной зачищал бандеровцев в Западной Украине — «выкарчивал мразь недобитую».
Между тем до недавнего времени Андрей Турчак был известен широкой публике главным образом одним эпизодом своей биографии — его подозревали в том, что он заказал покушение на журналиста Олега Кашина за то, что тот походя оскорбил его в своем блоге, предложив сравнить одного из губернаторов «с любым сраным Турчаком». Дальше исполнителей уголовное расследование не пошло, Турчак все отрицал и вышел сухим из воды, но скандал получился громкий. «Важные истории» вместе с газетой «Псковская губерния» решили вспомнить, откуда вообще взялся Андрей Турчак как политический деятель.
Ленинцы
Как и многие путинцы, Андрей Турчак вырос в советской номенклатурной семье. Его отец, Анатолий Турчак, начинал в 16 лет учеником слесаря в Петербурге на заводе «Радиоприбор». Потом, как он сам рассказывал, «был секретарем комсомольского бюро цеха, потом — всего завода и объединения в целом… В 32 года стал секретарем парткома объединения „Ленинец“... А уж когда 15 июля 1985 года, за две недели до 40-летия, меня назначили генеральным директором всего „Ленинца“, тут уж — сами понимаете».
В отличие от путинской номенклатуры, известной народу своими дворцами и яхтами, в советской демонстративное потребление было запрещено. Но ее возможности не стоит недооценивать. Турчак-старший вспоминал, например, как поддерживал питерский (а тогда еще ленинградский) футбол: «Стоял у меня на Пушкинском аэродроме специальный самолет, на котором „Ленинец“ проводил испытания новейшей аппаратуры. Так вот, ставили мы по просьбе „Зенита“ на этот Ту-134 сорок кресел — и летели, например, в Горький [сейчас — Нижний Новгород]. Специалисты при этом летели проверять новое бортовое оборудование, а футболисты и тренеры — на свой выездной матч. Заодно размещали их в ведомственной гостинице предприятия — нашего партнера по созданию новой техники, чтобы „Зениту“ не платить деньги, которых у него не было... Позже, кстати, на нашем же самолете делегация во главе с мэром Собчаком летала в Москву с заявочной книгой, когда Петербург претендовал на проведение Олимпиады».
Турчак-старший был знаком не только с первым мэром Петербурга Анатолием Собчаком, но и со всеми руководителями города. Так, создателем и первым директором «Ленинца» был Лев Зайков, который успел потом побывать и мэром Ленинграда, и мэром Москвы (тогда эти должности назывались, конечно, иначе). А на рубеже 1990–2000-х Зайков был советником Турчака в «Ленинце». Турчак держит портрет Зайкова в кабинете и называет своим учителем.
Знал Турчак и Виктора Зубкова, которого работа замом Владимира Путина в петербургской мэрии привела сперва в кресло премьер-министра России, а потом — председателя совета директоров «Газпрома». И, конечно, самого Владимира Путина, с которым Турчак не просто работал, но и занимался дзюдо в клубе «Турбостроитель». Этот знаменитый клуб существует и сейчас, недавно отметил 50-летие, и Путин приезжал туда, чтобы лично вручить правительственные награды (в частности — Борису Ротенбергу).
Развал СССР открыл перед номенклатурой новые возможности и Турчак воспользовался ими так же, как директора большинства крупных советских предприятий: «Ленинец» стал частным бизнесом его семьи. В 1990-е холдинг включал в себя несколько десятков предприятий. Часть выжила и работает сегодня на оборону, часть была закрыта, а площади сданы в аренду.
Оценить доходы семьи Турчаков от оборонки невозможно — они и раньше не афишировались, а с засекречиванием всего и вся это стало вообще неподъемной задачей. Ясно, что совокупная годовая выручка компаний холдинга измеряется миллиардами рублей. «Ленинец» разрабатывает и производит системы навигации, обнаружения целей и наведения для авиации и флота. В 2016 году издание «Деловой Петербург» зафиксировало резкое увеличение портфеля госзаказов «Ленинца», связав это с началом активных действий российской авиации в Сирии. Можно предположить, что российское вторжение в Украину тоже увеличило портфель. «Российская газета» писала, что благодаря комплексу разведки, управления и связи «Стрелец-М», созданному «Ленинцем», российская авиация может поражать скрытые цели в Украине.
10 компаний холдинга включены в реестр организаций оборонно-промышленного комплекса. Это АО «Заслон», ПАО «Завод „Радиоприбор“», ПАО «Центральное научно-производственное объединение „Ленинец“», АО «Котлин-Новатор», АО «Радиоавионика», АО «Научно-исследовательский институт вычислительных средств „Спектр“», ОАО «Научно-производственное предприятие „Конверсия“» (в конце 2021 года перешло другим акционерам), ОАО «Научно-исследовательское предприятие гиперзвуковых систем», АО «Научно-производственное предприятие „Мир“», АО «Ленинец-Холдинг».
По их последней доступной отчетности за 2016–2021 годы мы насчитали годовую выручку 10 миллиардов рублей; с 2011 года они получили госконтракты минимум на 8,6 миллиарда рублей (это только те, что есть в публичном доступе).
Прикинуть доходы от коммерческой недвижимости можно. «Важные истории» насчитали как минимум 12 бизнес-центров, которые через разные компании принадлежат «Ленинцу», старшему сыну Турчака, Борису Турчаку, и супруге младшего сына Андрея Турчака, Кире Турчак. Общая площадь этих объектов — более 220 тысяч квадратных метров. Выручка компаний — владельцев недвижимости за 2021 год — 2,4 миллиарда рублей (выходит, метр приносит примерно 10 тысяч рублей в год). Если пессимистично оценить продажную стоимость метра в 100 тысяч рублей, получится, что Турчаки владеют недвижимостью как минимум на 22 миллиарда рублей.
Название; адрес; общая площадь, квадратные метры.
- Бизнес-парк «Ленинец»; Санкт-Петербург, ул. Софийская, 14; 80 000;
- Бизнес-центр «Московский»; Санкт-Петербург, Московский проспект, 212; 52 203;
- Бизнес-центр «Амилен»; Санкт-Петербург, набережная Обводного канала 24Д; 11 544;
- Бизнес-центр «Лиговка-270»; Санкт-Петербург, Лиговский проспект, 270А, Б; 3759;
- Бизнес-центр «Обводный, 14»; Санкт-Петербург, набережная Обводного канала 14Д; 7837;
- Бизнес-центр «Нева»; Санкт-Петербург, улица Заставская, 5/1А; 7088;
- Бизнес-центр «Бухарестская, 24»; Санкт-Петербург, улица Бухарестская, 24; 14 985
- Бизнес-центр «Малая Охта»; Санкт-Петербург, улица Шаумяна, 18; 4702;
- Бизнес-центр «Витебский»; Санкт-Петербург, улица Парковая, 6; 18 176;
- Бизнес-парк «Обводный, 88»; Санкт-Петербург, набережная Обводного канала, 88; 11 427;
- Бизнес-центр «Застава»; Санкт-Петербург, улица Заставская, 21; 2537;
- Бизнес-центр; Санкт-Петербург, улица Глиняная, 3 корпус 1; 8289.
Среди этой недвижимости — знаменитый Дом Советов на Московском проспекте. После войны в нем располагались научные организации, а в 1959 году был создан Научно-исследовательский институт радиоэлектроники, из которого впоследствии вырос «Ленинец». Часть здания занимает «Ленинец», часть сдается в аренду.
Семье Турчака также принадлежит гостиница «Обухофф» в Петербурге и пансионат «Ленинградец» с детскими лагерями в Ленинградской области. Есть у Турчаков недвижимость и за границей — Алексей Навальный нашел у них виллу в Ницце (пришлось им ее продать).
Супруга Андрея Турчака, Кира, судя по всему, получает от семейного бизнеса неплохой доход. По данным антикоррупционной декларации Андрея Турчака, с 2009 года она заработала 688,8 миллиона рублей, а сам Турчак задекларировал 57,8 миллиона.
Турчак-старший говорил, что не так уж важно, что в семейном холдинге на кого оформлено: «Это все наше общее, но я главный акционер: как скажу — так и будет».
Молодогвардеец
Младший сын Турчака, Андрей, тоже занимался дзюдо в «Турбостроителе», стал мастером спорта и с 16 лет работал детским тренером в школе олимпийского резерва. Фактически Андрей вырос на глазах у президента, как Ксения Собчак, говорит собеседник в «Единой России». Сейчас Турчак-младший — член попечительского совета «Турбостроителя».
С 20 лет Турчак стал работать в «Ленинце»: был директором по реструктуризации, по корпоративной политике и вице-президентом. Он мог бы просидеть всю жизнь на «Ленинце» под крылом отца. Но у него были амбиции и он пошел по партийной линии. Сам Турчак упоминал, что оказался в политике случайно, поскольку был заметен в бизнесе. Но это вряд ли. Сделать первый шаг помог Турчак-старший, знает собеседник, работавший в то время в «Единой России»: в Москве про успехи молодого «ленинца» ничего не знали, он был чужаком из Питера и для тогдашнего замглавы администрации Владислава Суркова, и для генсека «Единой России» Вячеслава Володина.
Поход в политику детей заметных бизнес- и чиновничьих кланов — явление не уникальное (вспомнить ту же семью Юрия Воробьева, чей сын оказался в итоге губернатором Московской области). Возможны самые разные мотивы, не исключено и то, что семьи понимают: без участия в большой политике в российских условиях крупный бизнес им в своих руках не удержать.
В 2005 году Турчак вступил в «Единую Россию» и сразу стал координатором молодежной политики. Происхождение имело значение: «Сказали, что партия формирует молодежное движение и им нужны чего-то достигшие в жизни управленцы, с учетом питерских корней, конечно», — говорил в интервью Турчак. В конце 2005 года Турчак вошел в руководство «Молодой гвардии „Единой России“». В 2007 году стал членом Совета Федерации от Псковской области. В 2009 году — губернатором Псковской области. Полпред президента представил 33-летнего губернатора как «человека с высокой федеральной проходимостью».
«Турчак качественно занимался так называемым джиаром, government relations [выстраиванием отношений с госструктурами]. Те, кто ездил с ним в правительство решать вопросы, знают, что у него был имидж самого близко знакомого президенту губернатора, и это работало», — считает социолог Сергей Дамберг, возглавлявший при Турчаке Институт регионального развития. В течение восьми лет, что Турчак был губернатором, его часто хвалили за то, что он привлекает в регион федеральные деньги, не всегда вспоминая о том, как они были использованы.
Крупнейшим инфраструктурным проектом Турчака стал Северный обход Пскова — объездная дорога, которая должна была разгрузить Псков от транзитного транспорта. Проект оценивался почти в 7 миллиардов рублей — огромные деньги для области, примерно треть годового бюджета. Обход должны были начать строить еще в 2011 году, но начали лишь в конце 2016 года и до сих пор не доделали. Срывом сроков и загадочным банкротством петербургских подрядчиков сопровождались и другие проекты — строительство путепровода в Великих Луках, кампуса Псковского государственного университета, социального городка для пожилых людей. В создание особой экономической зоны «Моглино», заложенной при Турчаке, вложено уже больше 5 миллиардов рублей, при этом за последние 10 лет ее резиденты получили выручку в 1,7 миллиарда рублей (о налогах лучше вообще не говорить).
Едва ли не лучшее, что было создано при Турчаке, — Великолукский свинокомплекс, который стабильно входит в топ-3 по производству свинины. Это частный бизнес, но Турчак много сделал для его развития — с проектом носились почти все его замы. Свинокомплекс принес югу области рабочие места, но стал гигантской экологической проблемой.
Настоящим провалом команды Турчака стала газификация. Обещания привести газ звучали на выборах в каждом муниципалитете. Например, в сентябре 2013 года в ходе кампании по выборам главы Псковского района жительница деревни Малая Остенка Валентина Федорова пожаловалась Турчаку, что до ее деревни трубу с газом так и не довели. «Мы разберёмся. А что Сашка [вице-губернатор по вопросам ЖКХ Александр Кузнецов] сказал?» — спросил Турчак. «Сказал, что сделают, когда бабка помрёт…» — сказала Федорова. «Я так не говорил!» — открестился Кузнецов. «Доживете, доживете. А я к вам ещё на пирог приду», — пообещал Турчак. Федорова умерла в 2014 году, Кузнецов сел за взятку в 2020-м, а газ в Малую Остенку так и не пришел. И никуда не пришел: магистральный газ в Псковской области по-прежнему есть только в 16 муниципалитетах из 26, а общий уровень газификации области даже официально составляет всего 49 %: это в 1,5 раза ниже российского показателя. А Турчак теперь занимается газификацией уже в российских масштабах.
«Он не стеснялся все проваливать — понимал, что на успехах карьеры не сделаешь», — злословит источник, близкий к руководству «Единой России».
Генсек
Осенью 2016 года в «Единой России» сложилось двоевластие. Вячеслав Володин, который пять лет отвечал за внутреннюю политику в качестве первого замруководителя администрации президента, был переброшен на должность спикера Госдумы, а его место занял Сергей Кириенко. Володин стал рвать одеяло на себя, и партия подчинялась ему, тем более что генсеком «Единой России» оставался его человек — Сергей Неверов, вспоминает высокопоставленный единоросс: «Наверху было принято решение назначить генсеком Турчака, он давно просился из Пскова. Это решение тогда всем казалось ситуативным — над ним многие посмеивались». «Думали, что Турчак будет исполнять волю Кириенко, — рассказывает другой единоросс. — Но он быстро всем показал, что имеет свое мнение».
С Володиным Турчак сразу развязал войну, которая идет до сих пор: чего стоит знаменитое уже в политических кругах высказывание Турчака, что «Единая Россия» — не «партия фракции», а «фракция партии». Турчак партию у Володина выиграл вчистую: всё зачистил, везде поставил своих людей, с Кириенко и его начальником Антоном Вайно выстроил рабочие отношения, считает собеседник, близкий к Кремлю.
Укрепившись, Турчак стал позволять себе быть эксцентричным. «Он может отругать [депутата] Леонида Слуцкого за домогательства или наехать на Володина, — рассуждает бывший единоросс. — За последние годы все стали смотреть на него иначе: сейчас у него путь только наверх — либо в Кремль, либо в спикеры».
Идеологически Турчак вполне достоин верхних этажей путинской иерархии. Он православный, регулярно ходит в церковь, в кабинете иконы, знает его знакомый. «Они там все православные — у Андрея в команде даже подштанники какие-то расписные носят, с религиозной символикой», — иронизирует собеседник, близкий к Кремлю. Турчак убежденный милитарист: он регулярно словом и делом — поездками на оккупированные территории — поддерживает «денацификацию» Украины. И он, скорее всего, искренне любит Путина — например, его дочь Софья Турчак, у которой во «ВКонтакте» стоит аватарка «Z работайте братья!», в 2017 году поздравила Путина, выложив его фотографию с подписью «С днем рождения, моё всё» и хештегом «мойлучшийдругэтопрезидентпутин». Видео с Путиным она подписала словом «хозяин».