Двадцать шестого апреля президент России подписал указ о присвоении звания Героя России депутату Госдумы от Чечни Адаму Делимханову за «мужество и героизм, проявленные в ходе специальной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины» (ДНР и ЛНР). Делимханов стал первым гражданским лицом, которому открытым указом присвоили звание Героя России в ходе российско-украинской войны. До этого высшей награды удостаивались исключительно военнослужащие Минобороны РФ и один сотрудник Росгвардии.
О боевых подвигах Делимханова в Украине ничего не известно, если не брать в расчет героические видео. К армии Делимханов, если верить его публичной биографии, имел отношение в 1987–1989 годах, когда проходил срочную службу. С 2000 по 2006 год служил в полиции: первые три года фактически являлся сотрудником службы безопасности президента Чечни Ахмата Кадырова, затем еще три года возглавлял полк вневедомственной охраны по обеспечению безопасности республиканских нефтеобъектов.
В 2007 году Делимханов сменил в Госдуме депутата от Чечни Руслана Ямадаева, который потом был убит в центре Москвы. У российского следствия есть основания подозревать, что Делимханов может быть причастен к этому преступлению, однако расследование в отношении заказчиков и организаторов убийства было приостановлено. С тех пор Делимханов числится депутатом от Чечни, хотя в стенах Госдумы, видимо, бывает редко.
Меж двух генералов
Информация о том, что Делимханов принимает участие во вторжении России в Украину, появилась 14 марта в телеграм-канале главы Чечни Рамзана Кадырова. Этому предшествовали несколько конфликтных ситуаций в чеченских подразделениях Росгвардии.
Эти подразделения, сформированные на базе чеченского ОМОНа, 141-го полка — известен как батальон «Север» — и 249-го батальона — известен как батальон «Юг», — были переброшены на белорусско-украинскую границу за несколько недель до начала войны. Об участии в этой операции «Важным историям» рассказали шесть бойцов чеченского ОМОНа, один боец батальона «Юг» и родственники четырех бойцов батальона «Север».
Координатором чеченских гвардейцев в Украине был назначен Даниил Мартынов, бывший спецназовец «Альфы», помощник Рамзана Кадырова по силовому блоку и первый заместитель руководителя управления Росгвардии по Чечне — об этом сообщили источник в УФСБ Чеченской Республики и сотрудники Росгвардии, принимающие участие в «спецоперации».
Как рассказал источник в УФСБ, назначение Мартынова привело к конфликту, потому что под руководством последнего оказались двое вышестоящих начальников Росгвардии — оба генералы, и оба родные братья Делимханова: первый заместитель командующего Северо-Кавказским округом войск национальной гвардии РФ Алибек Делимханов и руководитель управления Росгвардии по Чеченской Республике Шарип Делимханов. Для них Мартынов не был авторитетом и подчиняться ему они сочли унизительным.
Бойцы чеченского ОМОНа рассказали о ссоре между Мартыновым и командиром чеченского ОМОНа Анзором Бисаевым. Конфликт был связан со случившимся в конце февраля обстрелом колонны российских десантников, двигавшейся к Киеву. В этой колонне были и чеченские подразделения. Во время нападения на колонну чеченские подразделения потеряли связь с Мартыновым, оказались дезориентированы и оставили место боя. Позднее, в ходе выяснения отношений между Мартыновым и Бисаевым, дело дошло до рукоприкладства, а в интернет была слита запись разговора Бисаева с Абузайдом Висмурадовым, вице-премьером Чечни по силовому блоку и командиром СОБРа «Терек». На этой записи чеченские силовики обсуждают действия Мартынова в оскорбительной форме (верность перевода, сделанного администраторами телеграм-канала «Адат», «Важным историям» подтвердили этнические чеченцы).
Генеральное отступление
Можно предположить, что уже в начале марта у генштаба Минобороны РФ было понимание, что наступление на киевcком направлении провалилось, и российские войска начали готовить к отступлению. По крайней мере, именно в первой декаде марта, по данным радио «Свобода», ссылавшегося на источники в Службе безопасности Украины, было принято решение о переброске подразделений, в которых воевали жители Чечни, под Мариуполь.
Как рассказали несколько источников в окружении главы Чечни и в республиканских силовых структурах, решение о переброске расстроило Рамзана Кадырова, который еще до войны высказывался о том, что «Киев надо брать» (во время войны — тоже), а войну за юг Украины считал куда менее престижной задачей, чтобы рисковать там своими людьми. Кадыров пошел на конфликт с руководством Росгвардии и Минобороны и отдал приказ своим бойцам вернуться домой «отдохнуть». Возвращение в республику к середине марта по крайней мере части чеченских подразделений Росгвардии «Важным историям» удалось подтвердить у многих источников, в том числе об этом рассказали сами сотрудники подразделений.
13 марта в Telegram появилась видеозапись совещания Кадырова с командирами чеченских подразделений, включая Мартынова, сделанная в подвале какого-то здания — якобы неподалеку от Киева (Кадыров сослался на эту запись). Однако критики Кадырова посчитали эту запись постановочной. Косвенные доказательства опубликовали украинские журналисты, узнавшие номера телефонов, которыми пользуется Кадыров, и проверившие их на предмет подключения 13 марта к украинскому роумингу. Легенду о марш-броске Кадырова в Украину не поддержал и пресс-секретарь президента Владимира Путина Дмитрий Песков. Источник в УФСБ по Чеченской Республике определенно сказал, что Кадыров в Украину на тот момент не въезжал.
Как и все российские граждане, Кадыров стал заложником катастрофического решения президента России воевать с Украиной. Ему надо было как-то встроить свою армию в эту «спецоперацию», причем так, чтобы и волки были сыты, и овцы целы. То есть, с одной стороны, ни у кого не должно было возникнуть сомнения в том, что глава Чечни полностью поддерживает президента России. А с другой стороны, Кадыров не готов жертвовать своими силовиками. Разрешить такой конфликт было по силам только одному человеку в окружении Кадырова — Адаму Делимханову, тем более что и недовольные генералы — его братья.
Авторитет на спецслужбе
Адам Делимханов — талантливый наследник чеченских криминальных авторитетов, которых, как утверждали бывший сотрудник КГБ СССР Александр Литвиненко и диссидент Владимир Мальсагов, в конце советского режима выпестовали кураторы из КГБ в качестве силы, сдерживающей славянские организованные преступные группировки. Так же, как в свое время Хож-Ахмед Нухаев, Хоза Сулейманов и Мовлади Атлангериев (лидеры знаменитой лазанской группировки 1990-х годов), Делимханов сделал ставку на чеченское землячество — представителей чеченских общин, разбросанных по стране и миру. Именно Делимханова Кадыров уполномочил контролировать чеченские диаспоры и одновременно использовать и развивать их криминально-экономический потенциал.
Но в отличие от лазанской группировки в распоряжении чеченских властей и силовиков есть такие государственные институты, как судебная и полицейская системы, и, самое главное, иммунитет от уголовного преследования. В итоге географический масштаб влияния Делимханова огромен. Его неформальные связи распространяются на все регионы России, страны бывшего СССР, особенно на Украину и Центральную Азию, в меньшей степени — на Европу и Ближний Восток. В 2014 году США включили Делимханова в санкционные списки как международного преступника.
Враг Украины
14 марта в телеграм-канале Кадырова появилось видео Делимханова, сделанное в Украине. На заднем плане — указатель населенного пункта «Безiменне». Такое село действительно есть в Новоазовском районе Донецкой области. Сотрудник Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС) по Чеченской Республике рассказал «Важным историям», что 13 марта в Таганрог прибыла большая делегация из Чечни, которую возглавлял Делимханов. Таганрог стал базой для переправки чеченских военных, добровольцев, врачей, сотрудников МЧС, гуманитарной помощи на территорию Донецкой и Луганской республик.
Делимханов построил свою работу сразу по нескольким направлениям: налаживание контактов с командирами ЛНР и ДНР, обеспечение потока добровольцев (причем не только жителей Чечни), обеспечение тылового снабжения, в первую очередь — чеченских подразделений, и обеспечение нужного главе Чечни информационного освещения.
Добровольцев в Чечню привлекают повышенной оплатой, которую честно выдают прямо на руки. Этот факт «Важным историям» подтвердили несколько семей погибших чеченцев.
Командиры ЛНР и ДНР, критично настроенные по отношению к чеченским силовикам, были довольно быстро и типичным для Кадырова способом утихомирены. После разговора с Делимхановым Александр Ходаковский, бывший спецназовец и весьма популярный военный и политический деятель ДНР, назвавший в своем Telegram чеченцев «сборной солянкой», взял свои слова назад и с тех пор вообще перестал упоминать кадыровцев всуе. Аналогичная работа была проведена с военным корреспондентом ВГТРК Александром Сладковым, который сначала обвинил Кадырова в том, что тот приписал себе чужие подвиги — якобы чеченцы участвовали в пленении украинских морпехов под Мариуполем, а потом удалил критический пост в Telegram, объяснив, что «сейчас не время ходить по грани поиска каких-то тонкостей важных».
Вместе с Делимхановым в ДНР и ЛНР активно работает министр информации Чечни Ахмед Дудаев, который организует пресс-туры на войну. Принять участие в них могут как российские журналисты и блогеры, так и иностранные. Чеченские бойцы, в отличие от российских военных, росгвардейцев и сепаратистов из ДНР и ЛНР, охотно общаются с прессой. В итоге чеченским властям удалось добиться хорошего освещения своего участия в российско-украинской войне.
Глава Чечни тоже почти перестал публиковать новости о всегда очень существенной для него мирной региональной повестке и превратил свои Telegram и Instagram в боевой вестник, где рекламирует успехи чеченских бойцов (а они ему — явно по приказу — поставляют контент). Кадыров демонстрирует, что перерос уровень главы региона и регулярно дает советы президенту Путину, напрямую обращается к мировым лидерам — главам Украины, США, Франции, Турции и других стран.
Официально известно о 13 чеченцах, погибших в Украине, – это одна из самых низких цифр по российским регионам. Но, по сведениям источника в Минздраве Чечни, потери среди принимающих участие в военных действиях жителей Чечни сравнимы с Дагестаном. На сегодня подтверждено 123 смерти дагестанских военнослужащих и росгвардейцев. Для Чечни, чье население в два-три раза меньше, чем в Дагестане, это огромная цифра.
Гибель жителей Чечни активно отслеживают чеченские блогеры, в частности канал «Адат», и Хасан Халитов. Они следят за соцсетями и мессенджерами, в которых родственники и знакомые публикуют фотографии погибших, как правило сделанные накануне отправки в Украину или в самой Украине, с призывом делать дуа (молиться) за погибшего. Среди погибших много добровольцев, которые не являются сотрудниками чеченских силовых структур.
Источник «Важных историй», который участвует в переправке погибших в Украине жителей Чечни домой, говорит, что каждый день чеченские подразделения несут потери и убитыми, и ранеными.