Фактчек

«Не по контракту, не по понуждению, а по зову сердца»

Кто и зачем набирает в России добровольцев на войну с Украиной

«Не по контракту, не по понуждению, а по зову сердца»
Фото: Reuters / Scanpix / LETA

В российских СМИ стали появляться сообщения о наборе добровольцев для отправки в Украину. Главы некоторых регионов уже проводили первые отряды, которые якобы отправились на войну «по зову сердца». Официально власти набор добровольцев отрицают. «Важные истории» разбирались, кто и на каких условиях отправляет россиян воевать.

Кто набирает

Информация о наборе добровольцев появилась как минимум в 26 регионах России (учитывались сообщения, опубликованные в местных СМИ или социальных сетях, еще в трех регионах набор подтвердили сотрудники местных военкоматов). В некоторых субъектах уже отчитались об отправке первых отрядов: так, 24 марта глава Карелии Артур Парфенчиков проводил в Украину девять человек. По его словам, мужчины поехали воевать с украинцами «не по контракту, не по понуждению, а по зову сердца», и у многих уже есть боевой опыт в Южной Осетии, Чечне и Сирии. Липецкая и Владимирская области, наоборот, публично опровергли информацию о наборе добровольцев.

Желающим отправиться в Украину предлагают прийти в военкомат с паспортом и военным билетом, а также «огромным желанием помочь родине». В одном из военкоматов Подмосковья «Важным историям» рассказали, что в добровольцы примут только тех, кто уже служил, но условия службы раскрывать отказались: «Ничего не могу вам рассказать, это вы будете лично встречаться [с работником военкомата]», — сказала дежурная сотрудница.

Как пишет военный корреспондент ВГТРК Александр Сладков, в Московской области добровольцев отправляют на войну раз в три дня, а служба будет проходить по контракту — за 205 тысяч рублей в месяц. В Петербурге желающим предлагают заключить краткосрочный контракт — от трех до шести месяцев, сообщает «Фонтанка».

Контрактников не хватило, стали набирать добровольцев

По словам украинского военного эксперта Олега Жданова, Россия не рассчитывала на долгую войну, поэтому теперь с помощью добровольцев-контрактников пытается закрыть потери среди военных и продолжить боевые действия. 

«Реально живых бойцов в сухопутных войсках РФ — 280 тысяч. Примерно 100 тысяч из них были отправлены в Украину, помимо этого собрали морскую пехоту, авиацию — в результате, по нашим оценкам, получилось где-то 150-175 тысяч человек. Когда Украина начала ожесточенно сопротивляться, резко встал вопрос о пополнении резервов — во-первых, для восполнения потерь, а во-вторых — чтобы обеспечить второй эшелон войск для наращивания усилий. <...> Стали собирать добровольцев», — объясняет Жданов.

~10 %
российских солдат, отправленных в Украину, погибли
по данным Минобороны Украины

Точное число погибших среди российских военнослужащих неизвестно. За 40 дней войны Минобороны отчиталось о потерях лишь дважды. Последний раз — 25 марта — министерство сообщило о 1351 погибшем военном. По последним данным украинской стороны, российская армия потеряла около 18 тысяч человек, то есть примерно каждого десятого воюющего в Украине.

Помимо боевых потерь российскую армию ждет отток контрактников и срочников, объясняет российский военный эксперт (мы не называем его имя, потому что «Важные истории» признаны «нежелательной организацией» в России). Весной демобилизуются те, кто пошел служить год назад, а у контрактников закончится стандартный военный контракт на два года. Не все захотят его продлевать из-за войны.

«Людей действительно не хватает. Российский подход с начала 2010-х предполагал, что армия должна быть способна развернуть на поле боя контингент в 120 тысяч человек плюс авиация, материально-техническое обеспечение и силы флота, если нужно. Без учета росгвардейцев, наемников и так называемой „народной милиции“ ДНР и ЛНР мы примерно это и увидели. Естественно, какие-то резервы у России есть, но они не сопоставимы с тем, что было развернуто с начала войны», — объясняет эксперт. 

«Кремль боится на всю страну признать, что дела идут плохо, но добровольцев надо как-то наскребать. Поэтому за их набор отвечают региональные власти».
Военный эксперт из России

Главы российских регионов активно отчитываются об отправке добровольцев в Украину. Помимо Карелии об этом заявили руководители Бурятии Алексей Цыденов и Чечни Рамзан Кадыров. Ни один из них не упоминает, что добровольцы заключают контракт. По словам Кадырова, число добровольцев из Чечни с каждым днем только увеличивается, а желающие поехать на войну со всей России проходят обучение на базе Российского университета спецназа в Гудермесе.

«Мы приехали в город Грозный со всех уголков России. Здесь у нас ребята c Питера, кабардинцы, чеченцы, лезгины, аварцы, дагестанцы, тувинцы, казахи, я с Алтая. Тут Москва, да и все регионы России. <...> Ребята, хватит сидеть за компьютером. Пора бить нечисть!» — так герой одного из роликов в телеграм-канале Кадырова призывает людей на войну.

Официально и Кремль, и Минобороны отрицают набор добровольцев из России. По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, в Украину отправляются желающие с Ближнего Востока, а о привлечении россиян речи не идет. Пропагандистский телеграм-канал «Война с фейками» заявил, что «фейк» о наборе добровольцев распространяет «украинский Центр информационно-психологических операций».

«Кремль боится публично на всю страну признать, что дела идут плохо, но при этом добровольцев надо как-то наскребать. Вот поэтому за их набор отвечают региональные и местные власти, как и за панихиды по погибшим», — объясняет российский военный эксперт.

Желающих поехать в Украину набирают не только в военкоматах, но и в «Союзе добровольцев Донбасса» (СДД), который возглавляет депутат Госдумы и экс-глава ДНР Александр Бородай. По его словам, в Союз обратились более 20 тысяч человек, которые хотят поехать на войну. 

Подпишитесь на рассылку «Важных историй»
Наши истории дойдут до вас, несмотря на блокировки

Эта структура практически не предъявляет требований к добровольцам и готова отправить на фронт даже тех, кому отказали в военкомате из-за возраста или отсутствия военного опыта, рассказал «Важным историям» источник, который помогает СДД собирать гуманитарную помощь и общаться с добровольцами. В Союзе заявляют, что за прошедшую неделю в Донбасс отправились сразу несколько отрядов из разных регионов России, однако с этим есть сложности. По словам источника, одна из добровольческих групп уже больше месяца ждет отправки на войну.  

«Ребята собрались и ждут официального приказа. Чтобы туда поехать, заключить контракт как полагается, получить командировку. Ждут уже больше месяца — все приказа нет. Кто-то поспешил, с работы уволился. А теперь сидят, ждут», — рассказал источник.

«Мы вас туда не посылали — вы сами поехали»

Что будет с добровольцем и его семьей в случае ранения или смерти, до конца неясно. Бородай предположил, что они смогут получить статус ветерана и соответствующие выплаты наравне с обычными военными. При этом в форме набора в Союз указано, что вознаграждение для добровольцев не предусмотрено. Источник «Важных историй» из ССД рассказал, что поехать в Украину можно только официально, с заключением контракта:

«Сейчас просто добровольцем туда уже не поехать. Надо или от Минобороны, от военкомата, или по другим силовым структурам. Если по контракту, все оплачивается: и обмундирование, естественно, и билеты, все условия заключаются — в случае ранения и прочее — страховки. Не то, что в 2014 году, когда ехали ребята на свой страх и риск. Кто погибал, так вообще, а у кого ранения, мучаются сейчас», — говорит он.

«Погибших военных могут уволить задним числом или объявить пропавшими без вести. Это значит, что формально они в Украине не воевали и никаких выплат семья не получит».
Олег Жданов,
украинский военный эксперт

В случае смерти лишиться выплат могут не только добровольцы, но и военнослужащие регулярной армии. По словам украинского военного эксперта Олега Жданова, российская сторона отказывается вывозить трупы, что, по его предположению, может позволить скрыть потери и не выплачивать родственникам компенсацию. В сумме каждой семье погибшего в Украине полагается около 12 миллионов рублей — единовременная выплата плюс компенсация по страховке.

«На первом же раунде переговоров мы подняли вопрос: заберите, пожалуйста, убитых солдат. Наша железная дорога подготовила 20 рефрижераторных вагонов, чтобы вывезти тела погибших, это целый эшелон. <...> Почему не забирают: первый вариант — не хотят признавать потери. Второй вариант — их могут уволить задним числом или объявить пропавшими без вести. Это значит, что формально они в Украине не воевали и никаких выплат семья не получит», — говорит Жданов.

Украинская сторона неоднократно говорила о том, что Россия отказывается забирать тела погибших солдат и даже высказывала опасения, что это может привести к экологической катастрофе. Как утверждают в Международном комитете Красного Креста, вывоз тел «обсуждается на самом высоком уровне между сторонами». Однако российские власти ни разу не комментировали этот вопрос.

О проблеме вывоза тел погибших российских военных из Украины говорила только сенатор Людмила Нарусова, которая выступила против войны и против военной цензуры. Нарусова пыталась поднять вопрос о вывозе тел в сенате, но не нашла поддержки у российского руководства.

Добровольцы, которые отправляются в Украину по краткосрочному контракту, действительно могут быть хуже защищены, говорит военный эксперт из России. «Скорее всего, они смогут получить статус ветеранов, но вряд ли им полагается армейский соцпакет типа ежегодного оплачиваемого отпуска с оплатой проезда, военная ипотечная программа и так далее. Вероятно, там есть какая-то экономия на страховании жизни и здоровья. В общем, российский доброволец — это тот, кому в случае чего власть всегда сможет сказать: „Мы вас туда не посылали — вы сами поехали“».