Российские власти штрафами и угрозой отключения принуждают к покорности компанию Google, владеющую YouTube. На тот случай, если это не получится, связанные с Кремлем компании создают отечественные заменители популярных видеосервисов. «Важные истории» и «Агентство» рассказывают, с чем рискуют остаться россияне, если власти запретят YouTube.
Смотри российское
«Война с Русским Миром ставит по одну линию баррикад компрадоров, казнокрадов, киевскую хунту и кураторов из США. Защита Русского Мира, напротив, объединяет всех нас — тех, кто готов сопротивляться», — это программная цитата с новостного сайта ANNA-News, который в духе прокремлевской пропаганды освещает военные конфликты в Сирии и в Донбассе. В 2020 году YouTube заблокировал каналы ANNA. С этого началась последняя по счету попытка российских властей создать замену популярным иностранным видеосервисам.
Роскомнадзор потребовал от Google снять блокировку ANNA-News, а заодно призвал российские СМИ вести каналы на «отечественных видеохостингах». За минувший год в России случился настоящий бум отечественных «альтернатив» популярным видеосервисам.
Уже спустя месяц после заявления Роскомнадзора один из крупнейших российских медиахолдингов — «Газпром-медиа» — стал единственным владельцем видеоплатформы Rutube, так называемого русского YouTube. Проектом Rutube занимается новый гендиректор «Газпром-медиа» Александр Жаров, бывший глава того самого Роскомнадзора.
«Газпром-медиа» (ГПМ), один из четырех главных телевизионных холдингов России, на три четверти принадлежит Газпромбанку.
Свои основные активы ГПМ получил в результате разгрома в 2001 году независимого холдинга «Медиа-Мост», которым владел Владимир Гусинский (главный актив — канал НТВ). Властям не нравилась независимая политика холдинга: сатира на нового президента Владимира Путина, журналистские расследования вообще и то, как «Медиа-Мост» освещал вторую чеченскую войну, в частности. Еще меньше им нравились политические амбиции Гусинского, который на выборах 1999–2000 года поддержал не Владимира Путина, а оппозицию.
Разгром сопровождался обысками и заведением на Гусинского уголовного дела. Кремль подавал конфликт в экономическом ключе — именно тогда появился мем «спор хозяйствующих субъектов». У «Медиа-Моста» был большой долг перед «Газпромом», этот долг в итоге погасили активами холдинга. Договоренность об этом — по принципу «свобода в обмен на собственность» — была достигнута в Бутырской тюрьме, соответствующий протокол подписали арестованный Гусинский и тогдашний министр печати (а в будущем — руководитель ГПМ) Михаил Лесин.
Так «Газпром-медиа» стал владельцем активов Гусинского, которые и сейчас составляют основу его портфеля: НТВ, ТНТ, «Эхо Москвы» и другие.
ГПМ — холдинг, который первым стал показывать по телевизору российский стендап, запустил самое продолжительное реалити-шоу «Дом-2», спортивный канал «Матч ТВ» и стриминг Premier.
Выручка ГПМ в 2020 году — 99 миллиардов рублей, доля телевизионной аудитории в 2020 году — 26,6 % (города с населением более 100 тысяч, зрители 14–44 лет). Сам ГПМ на своем сайте о себе пишет так: «„Газпром-медиа“ — это целая вселенная медиа-брендов, которую создают креативные супер-герои, увлеченные и яркие люди».
Одновременно с Rutube «Газпром-медиа» купил еще и мобильное приложение «Я молодец», разработанное при поддержке фонда «Иннопрактика», который возглавляет дочь Путина Катерина Тихонова. Жаров анонсировал создание «русского TikTok» на базе приложения, где пользователи смогут выкладывать короткие вертикальные видеоролики. Сервис, ориентированный на заинтересованных в «личном признании и материальном успехе» пользователей 14–34 лет, запустился под названием Yappy в ноябре 2021 года.
Вскоре Yappy представили Путину. На пресс-конференции президента в декабре прошлого года звезда телеканала ТНТ (принадлежит «Газпром-медиа») актриса Анна Хилькевич задала президенту вопрос: «Я представляю российскую соцсеть Yappy. Развитие цифровых сервисов несёт в себе большие возможности, в том числе и в сфере образования… В Yappy можно не только просматривать, но и создавать ролики. Как вы относитесь к взаимодействию с молодёжью в таких средах?» «Те возможности, о которых вы сказали, безусловно должны быть использованы», — ответил президент. Через три дня «Газпром-медиа» объявил, что приложение скачали уже миллион раз.
Наконец, осенью 2021 года холдинг VK, которому принадлежат социальные сети «ВКонтакте» и «Одноклассники», также объявил о запуске видеоплатформы — VK Видео, которая объединит 40-миллионную аудиторию видеосервисов компании. Вскоре акции VK перешли все к тому же «Газпром-медиа» и «Согазу» — компаниям, которые связаны с Юрием Ковальчуком, доверенным лицом президента, отвечающим, в частности, за контроль над медиа. Гендиректором VK тогда же стал сын первого замглавы администрации президента Сергея Кириенко Владимир.
Впрочем, впервые российские власти заинтересовались видео в интернете еще много лет назад.
Путин и женская грудь
В конце нулевых студент Юрий Дегтярев ходил в тренажерный зал «Титан» в Люберцах. «Такая мужицкая качалка», — вспоминает он. Там Дегтярев познакомился с Василием Якеменко, главой Росмолодежи, креатурой замглавы администрации президента Владислава Суркова: «Один раз девушка в короткой юбке выходила из зала, и какой-то качок ее сзади, как бы под юбкой, сфотографировал. Якеменко к качку подошел и попросил удалить, я тоже ему пригрозил. Так мы познакомились».
Вскоре 22-летнего Дегтярева пригласили на работу в Rutube, который в 2008 году был куплен «Газпром-медиа». По его словам — «искать таланты». «Я занимался раскруткой различных персонажей: [популярного и сейчас видеоблогера] Илью Мэддисона нашли на Rutube, [видеоблогера] Камикадзе Ди я перетащил на Rutube из YouTube, [видеоблогер] Руслан Усачев появился, — рассказывает Дегтярев. — Рынок был пустой. Привлекали почти любого, кто хоть что-то снимал, предлагали эксклюзивные условия».
В 2010 году знакомство с Якеменко дало результат. Работая на Rutube, Дегтярев придумал околорелигиозный проект «Спасибо, Ева!». В итоге Русская православная церковь шоу не одобрила, да и «Газпром-медиа» не горел желанием воплощать этот проект, рассказывает Дегтярев. Тогда Дегтярев уволился из Rutube и нашел союзников в Кремле. Так запустилась партнерская сеть для молодых блогеров «Спасибо, Ева!», уже без религии и не на Rutube, а на YouTube. Работу курировала тогдашний пресс-секретарь Росмолодежи Кристина Потупчик, начинавшая карьеру в прокремлевском молодежном движении «Наши», лидером которого был Якеменко, а идеологом — Сурков. Потупчик и сейчас считается одним из главных подрядчиков Кремля в интернете. Как позже признавалась Потупчик в разговоре с «Медузой», в проектах Дегтярева Кремль «через стеб иногда полутонами обозначал какой-то политический дискурс».
Самый известный ролик такого рода назывался «Путин лапает избирательниц»: видеоблогер трогает тысячу девушек за грудь, а потом жмет руку Путину на форуме «Селигер». Таким образом он «передает Путину тактильную информацию», поскольку сам Путин «занят государственными делами и не может позволить себе трогать избирательниц на улице».
В кремлевском шоу начинали многие популярные сейчас блогеры: Руслан Усачев, Илья Мэддисон, Данила Поперечный, фронтмен группы «Литл Биг» Илья Прусикин. В 2012 году хакеры взломали почту Потупчик и Якеменко. В опубликованных письмах были указаны выплачиваемые Кремлем гонорары блогеров, в том числе и участников «Спасибо, Ева!». После этого шоу свернули — блогеры ушли из проекта, заявив, что не знали о кремлевском финансировании. Сейчас Дегтярев говорит, что половина тех, кто так заявлял, знали — «просто им было удобно так говорить».
Тогда власти упустили шанс вырастить из Rutube что-то стоящее, позже «продукт был обречен», говорит собеседник, близкий к Кремлю. Действительно, тогда разрыв в аудитории между Rutube и YouTube не был таким огромным, как сейчас: весной 2007 года на Rutube ежемесячно заходили 1–2 миллиона человек, а ежемесячная аудитория YouTube во всем мире была около 40 миллионов, приводил статистику «Бизнес-журнал» летом 2007 года.
YouTube без ручки
После первой попытки власти, кажется, надолго забыли про Rutube. На протяжении последних десяти лет этот сервис был для «Газпром-медиа» «чемоданом без ручки», его пытались как-то развивать, но результат всякий раз получался спорным. В итоге Rutube катастрофически отстал от YouTube.
В 2007 году YouTube запустил русифицированную версию и «быстро стало понятно, что догнать его не получится», рассказывает бывший сотрудник «Газпром-медиа». «Слабее всего была чуть ли не на коленке собранная техническая часть, — вспоминает директор по развитию сервиса в 2008–2010 годах Владимир Барабанов. — Rutube приобрел славу видеохостинга, на котором очень непросто посмотреть видео».
В 2010 году Барабанов уволился, а «Газпром-медиа» начал череду экспериментов. Бывшие сотрудники Rutube вспоминают, как сервис пытались сделать агрегатором видео из социальных сетей, запускали на нем платные прямые эфиры российской премьер-лиги и даже хотели превратить в онлайн-кинотеатр.
Но посещаемость падала. Например, по данным TNS, в июле 2011 года аудитория Rutube составила почти 15 миллионов, а в мае 2015 года — 5,5 миллиона. «К 2015 году на него уже никто ставок не делал, — резюмирует экс-сотрудник Rutube. — Но и совсем закрыть не могли — иначе зачем было тратить такое количество денег и ресурсов?»
В 2016 году «Газпром-медиа» сделал совместное предприятие с компанией Pladform, куда передал Rutube. Объединение должно было привести к созданию «ведущей видеоплатформы в России». Но не привело. В декабре 2020 года, когда России позарез понадобились отечественные заменители зарубежных сервисов и «Газпром-медиа» решил выкупить Rutube обратно, его аудитория была 1,82 миллиона в месяц.
Роскомютьюб
Разговоры о том, что «было бы хорошо, если бы в России появился альтернативный видеохостинг», активизировались на рубеже 2020–2021 годов, вспоминает чиновник администрации президента. Примерно тогда же бывший редактор отдела медиа «Ведомостей» Ксения Болецкая, ссылаясь на свои источники, сообщила, что крупнейшие медиахолдинги по поручению администрации президента «изо всех сил» работают над созданием русской альтернативы YouTube. Эта работа началась еще до того, как Алексей Навальный опубликовал на YouTube расследование о своем отравлении и признание одного из отравителей (два ролика к сегодняшнему дню набрали в сумме более 56 миллионов просмотров). А в феврале 2021 года, после протестов, вызванных арестом Навального, Путин публично сформулировал политику в отношении зарубежных сервисов: «Мы не будем ничего сворачивать до тех пор, пока у нас не будет своего… Когда наши уважаемые коллеги увидят, что есть альтернатива, что они не занимают монопольного положения на этом рынке, они и вести себя будут по-другому».
Вскоре в команде «Газпром-медиа» появились новые идеологически близкие Кремлю фигуры: сначала советником Жарова стал главный редактор журнала Esquire Сергей Минаев, а позже заместителем Жарова была назначена Тина Канделаки.
У России есть техническая возможность замедлить или заблокировать YouTube, уверен руководитель Роскомсвободы и член экспертного совета комитета Госдумы по инфополитике Артем Козлюк. Это грозит IT-компаниям, которые откажутся открыть в России свое представительство по «закону о приземлении». С Козлюком согласны и другие эксперты, опрошенные ранее изданием The Bell. Замедление твиттера было проведено не на словах, а замедлить YouTube даже проще, считает Козлюк. Во-первых, видео — это самый тяжелый трафик, его проще выделить с помощью установленного на сетях провайдеров оборудования и заблокировать. Во-вторых, Google устанавливает у российских провайдеров свои серверы, в частности, чтобы YouTube работал быстрее. Власти могут просто запретить операторам связи пользоваться этими серверами.
«В 2021 году пришли люди из Rutube, — рассказывает один из топовых российских видеоблогеров, — они предложили перенести шоу на Rutube. Финансовые условия были такими: зафиксировать ежемесячную прибыль моего канала от рекламы и партнерских проектов, прибавить к этому еще треть и тупо превратить эту цифру в мою зарплату, которую будет платить „Газпром-медиа“ или связанное с ними агентство. Дополнительно они предлагали платить еще и за каждый выпуск нашего шоу, как телевидение покупает контент у сторонних продакшен-студий. Одним словом, заманчивое такое предложение».
Собеседник в итоге отказался: «Зачем жертвовать рекламными доходами ради непонятных перспектив в соцсети, где нет ни одного известного имени?!»
«Они готовы переплачивать, — говорит сотрудник „Газпром-медиа“ на условиях анонимности. — У них и вариантов нет: кто согласится перейти с YouTube на Rutube? Поэтому они готовы платить больше, компенсировать монетизацию, помогать привлекать рекламодателей».
В 2021 году «Газпром-медиа» действительно вел широкую кампанию по заманиванию блогеров на свои площадки — Rutube и Yappy, это редакциям подтвердили еще восемь блогеров и два менеджера по работе со звездами. В распоряжении «Важных историй» и «Агентства» есть копии контрактов на создание контента для Rutube и Yappy, которые заключают с начинающими тиктокерами. В месяц им готовы платить от 5 до 125 тысяч рублей в зависимости от числа подписчиков в других соцсетях. Особое условие — отсутствие в роликах «шуток и вопросов на религиозные и политические темы».
Контракты с блогерами заключает агентство Insight People. По всей видимости, оно главный поставщик контента для новых проектов «Газпром-медиа». По крайней мере, это агентство как представителя «Газпром-медиа» упомянули четыре собеседника редакций. Еще год назад такой компании не существовало, а теперь студии Insight People открыты в 43 городах, говорится в пресс-релизах компании. Генеральный продюсер агентства — 28-летний Илья Ивлев. Он утверждает, что работал с рэпером Егором Кридом и стилистом и артистом Сергеем Зверевым, в его соцсетях есть многочисленные фотографии с этими звездами. Сейчас Ивлев, по его словам, «реализует патриотические проекты».
Однако пока попытки заманить в «Газпром-медиа» крупных деятелей c YouTube не дают значимых результатов: опрошенные редакциями блогеры утверждают, что отказались от предложения. Некоторые из тех, чьи видео можно найти на Rutube, узнали об этом от корреспондентов «Важных историй» и «Агентства». Видеохостинг якобы в обход авторов договорился о дублировании контента с партнерскими сетями, которые выступают посредниками между блогерами и рекламодателями.
«Это же госпропаганда, нас потом в Украину не пустят», — возмущается автор канала, чьи ролики оказались в Rutube без его ведома. «У меня таких идиотов нет, — отвечает продюсер крупных YouTube-каналов на вопрос, пошел ли кто-то из его клиентов к „Газпром-медиа“. — Они могут обещать, что там все будет хорошо с монетизацией, а потом окажется, что денег нет. Это госструктура, они пытаются интернет превратить в телевизор, где нельзя ни комментировать, ни узнать просмотры». На Rutube пользователи действительно не видят счетчик просмотров видео и не могут оставлять комментарии.
Большинство собеседников «Важных историй» и «Агентства» говорят, что финансирование Rutube с началом войны государства против YouTube существенно выросло — деньги выделяются на переманивание блогеров и на обновление технической части сервиса. Причем инвестирует в этот проект не только «Газпром-медиа». Государство опосредованно тоже помогает Rutube — например, через Институт развития интернета (ИРИ). Это учреждение создавалось как автономная некоммерческая организация, но фактически управляется государством. Возглавляет ее бывший сотрудник администрации президента Алексей Гореславский, в наблюдательном совете — первый замруководителя администрации Кириенко и сам Александр Жаров.
Летом 2021 года ИРИ получил от государства 7 миллиардов рублей на создание «молодежно-патриотического контента в интернете», а в январе 2020 года субсидию на 9 миллиардов рублей на три года институту выдала Росмолодежь. В 2022–2024 годах ИРИ должен получить из бюджета на те же цели еще более 41 миллиарда рублей, следует из опубликованных на сайте Госдумы приложений к бюджету. С 2021 года ИРИ обязал грантополучателей выкладывать свои видео на Rutube, если это «не нарушает договоренности об эксклюзивной публикации на других платформах». Из таких видео на Rutube сейчас можно найти, например, сериал «Саня, газуй!» — там его можно посмотреть без рекламы.
Подарок Жарову
Кто точно выиграл от борьбы российских властей с заграничными интернет-гигантами, так это многолетний цензор рунета, бывший глава Роскомнадзора Александр Жаров. Как видно из его деклараций, за десять лет (2009–2018) он, будучи замминистра связи, а потом руководителем Роскомнадзора, официально заработал порядка 42 миллионов рублей. В «Газпром-медиа» его доход вырос на два порядка, следует из финансовых документов, оказавшихся в распоряжении редакций. За девять с небольшим месяцев 2020 года Жаров получил не менее 299 миллионов рублей, или более 1 миллиона рублей в день, включая выходные и праздники.
«Это его личный финансовый проект», — говорит про переход Жарова в «Газпром-медиа» знакомый с ним чиновник.
Примерно через год после перехода Жарова в «Газпром-медиа» его семья стала обладателем роскошной недвижимости. Прошлым летом на его супругу был оформлен земельный участок в 45 соток и 846-метровый дом с 278-метровым гаражом в коттеджном поселке «Павлово» близ деревни Веледниково Истринского района Подмосковья. Это закрытый поселок с очень дорогими домами, собственным «премиальным фитнес-центром», гольф-клубом и концертной площадкой. Стоимость сопоставимых коттеджей в этом поселке начинается от 300 миллионов рублей. Оба здания и земельный участок были куплены в ипотеку, полученную в Газпромбанке, который является основным владельцем «Газпром-медиа».
До того как Жаров возглавил «Газпром-медиа», судя по тем же декларациям, основным добытчиком в семье была его супруга Евгения. В 2012–2017 годах она показала доход в 183 миллиона рублей, «в том числе от продажи недвижимого имущества». По данным Росреестра, она почти одновременно купила, а потом постепенно продала двадцать квартир в Химках и земельный участок под Петербургом под постройку большого жилого комплекса.
В «Газпром-медиа» отказались ответить на вопросы «Важных историй» и «Агентства». Связаться с Жаровым не удалось.
* * *
— Никто [в российском руководстве] не верит в то, что из этих продуктов [отечественных заменителей популярных сервисов] что-то получится, — признается высокопоставленный российский чиновник, знающий IT-отрасль. То же самое сказали действующий и бывший сотрудники администрации президента. Гораздо большие надежды власти возлагают на то, что западные площадки поддадутся давлению и пойдут навстречу российским контролирующим органам. «Партия „экономистов“ пока побеждает, — говорит один из собеседников. — Решено, что сначала к YouTube будут применены экономические меры воздействия, в том числе запрет на размещение рекламы российским компаниям, замедление и лишь потом отключение».
При участии Михаила Рубина («Агентство»), Галины Сахаревич и Романа Баданина («Агентство»)
Редакторы: Роман Баданин, Максим Солюс