«Если любишь Россию, нельзя любить Украину»

Детский инструктор из Омска рассказал, как его избили и оштрафовали за герб Украины на обложке паспорта и слова о том, что плохо убивать мирных жителей

Дата
7 июля 2022
«Если любишь Россию, нельзя любить Украину»

— Почему обложка на паспорте украинская?

— У меня мама украинка.

— А как вы относитесь к спецоперации?

За ответ на второй вопрос омича Захара Закурдаева избили, осудили по административному делу и оштрафовали на 30 тысяч рублей. В середине марта он проходил медкомиссию в омском диспансере, чтобы устроиться на работу инструктором физической культуры в центр развития ребенка. Вопрос про обложку паспорта задала одна из врачей, которая проводила осмотр. 

«Эта обложка — подарок моих родственников. Когда я был в Украине в 2016 году, мне ее подарили и с тех пор я с ней хожу. Она о маме напоминает, у меня мама украинка. И такая реакция на эту обложку впервые», — объясняет Захар.

По версии врачей, Закурдаев на вопрос про обложку и отношение к Украине «агрессивно высказывался в адрес Путина» и «отметил, что военнослужащие России причастны к совершению военных преступлений на территории Украины».  

Но Захар настаивает, что про президента он не высказывался. «Я говорил, что мне не нравится, что гибнут люди со стороны России и со стороны Украины, потому что боевые действия ведутся не резиновыми пулями, а настоящими патронами. И этот вопрос можно было бы решить мирным путем». 

«Если у меня там родственники, значит, я шпион»  

Спустя две недели после осмотра в диспансере на работу к Захару приехали два сотрудника ФСБ и забрали его в отделение. «Я удивился очень, за что, почему пришли. Не ожидал, что после того случая будут какие-то последствия. Врач на мои слова недовольно отреагировала, у нее было свое мнение, но у нас не было конфликта. Никто претензий ко мне не предъявлял, полицию не вызывал. Я потом спокойно проходил других врачей». 

«На меня наручники надели, повалили, били по голове, рукам, ногам, надевали пакет для удушения, ноги пережимали, чтобы кровь не шла, пистолетом угрожали»
Захар Закурдаев

В отделении ФСБ у Захара изъяли обложку на паспорт, телефон, сим-карты и карты памяти. Мужчину допрашивали и избивали. «Они спрашивали, оскорблял ли я президента, говорил ли я, что военнослужащие нашей страны убивают мирных граждан на территории Украины. Про группировки спрашивали: „Азов“ и какие-то еще, которые я даже не знал. Мы сначала нормально разговаривали, а потом один мне палец на руке ключом порезал. У меня вообще пропало желание разговаривать. Тогда на меня наручники надели, повалили, били по голове, рукам, ногам, надевали пакет для удушения, ноги пережимали, чтобы кровь не шла, пистолетом угрожали. Страшно было, их пять человек, я не мог ничего сделать и убежать не мог. Спрашивали, какие у меня связи на Украине. Думали, если у меня там родственники, значит, я шпион». 

Сотрудников ФСБ не остановило даже то, что у Захара инвалидность третьей группы, у него нет кисти на правой руке. После избиений мужчину отвезли на квартиру, где он был прописан. «Когда они поняли, что я там не живу, сказали, что побьют еще сильнее, если еще раз обману». Тогда Захар показал квартиру, в которой он живет. В ней провели обыск, не предъявив разрешение на него. «В квартире они тоже меня били, чтобы я документы подписал, что могу быть причастен ко всяким группировкам и быть организатором митингов. Я не хотел подписывать, но заставили. Потом они уехали, а я остался в квартире». Захар рассказал, что его друг испугался, когда узнал, что с ним произошло: «Он подумал, что я преступник, потому что не будет же Федеральная служба безопасности просто так задерживать и тем более бить». 

«Я законопослушный гражданин, всегда чувствовал себя уверенно» 

Позиция Захара в отношении войны среди его друзей и знакомых непопулярна. «Они считают, что мне мозги промыли. Считают, что Путин старается все делать для России и что, если любишь Россию, нельзя любить Украину, потому что она [Украина] своих людей убивает. А у меня родные в Украине страдают, я с друзьями из Украины созваниваюсь, читаю новости в интернете». Один из основных источников информации о происходящем в Украине для Захара — ютьюб-канал «Михаил Автоинструктор». «Это вообще канал про вождение, я еще в прошлом году начал смотреть, когда учился водить. Ведущий хорошо объясняет, понятно. Ну а сейчас он по обстановке в Киеве рассказывает ситуацию», — поясняет Захар. 

Свою позицию Захар старается публично не озвучивать и знакомых не переубеждает. «Я уважаю их мнение, я не фанат политики и в политику не впадаю. Увлекаюсь велосипедом и плаванием. Знаю людей, которые пишут посты, выходят с плакатами. Отношусь к ним доброжелательно и с сочувствием. Но сам постов не пишу, публично свою позицию не проявляю. Мне не хочется садиться в тюрьму из-за плаката». 

Рассказываем о преследованиях, которые могут коснуться каждого
Подпишитесь на рассылку «Важных историй» — эти темные времена можно пережить только вместе

Через месяц после допроса и избиения домой к Захару пришли полицейские. «Они сказали, что два дня назад получили мои документы и у них исходит срок привлечения меня к административной ответственности, поэтому некогда мне было повестку отправлять. Забрали так. Привезли в отделение, составили протокол и тут же вечером повезли на суд, как с корабля на бал». В суде Захар отказался признавать вину в дискредитации вооруженных сил, на что ему сказали, что следующее заседание уже завтра и у него есть ночь, чтобы найти адвоката. Адвоката Закурдаев найти не успел, поэтому в суде защищал себя сам. Эксперт из Омского университета выявил в высказываниях Захара «психологические признаки негативной оценки действий военнослужащих и командования ВС РФ». Мужчину признали виновным и назначили штраф 30 тысяч рублей. Захар подал апелляцию, спустя месяц суд уже повторно признал его виновным. 

«Я был возмущен, рассчитывал, что апелляция отменит решение. Я законопослушный гражданин, всегда чувствовал себя уверенно. Никогда до этого не был судим. А сейчас понимаю, что может еще что-то произойти. Страх такой присутствует». 

Поделиться

Сообщение об ошибке отправлено. Спасибо!
Мы используем cookie