«Начинать политику вакцинации нужно было до вакцинации»

Больше половины россиян не собираются делать прививку от коронавируса. Почему люди боятся российскую вакцину и насколько эти страхи оправданы

Дата
12 июля 2021
«Начинать политику вакцинации нужно было до вакцинации»
Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС

На сегодняшний день 27 регионов России ввели обязательную вакцинацию от коронавируса для отдельных категорий граждан. Ужесточение эпидемиологических мер привело одновременно к многочасовым очередям на прививку, недовольству людей и расцвету черного рынка сертификатов о вакцинации. «Важные истории» проанализировали поисковые запросы в интернете и поговорили с биологом и научным журналистом Ириной Якутенко, чтобы понять, почему большинство россиян не хочет прививаться и какие ошибки допустили власти в кампании по вакцинации населения. 

«В Европе люди хотят вернуться к нормальной жизни» 

По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, в третью волну коронавируса спрос на прививки «скачкообразно» вырос. Это даже привело к дефициту вакцин «Эпивак» и «КовиВак». Интерес к вакцинации виден и по поисковым запросам в интернете: по данным Яндекса, в июне их количество выросло в четыре раза.

Рост интереса к прививке виден по поисковым запросам в интернете

И все же по темпам вакцинации Россия сильно отстает от других стран. Хотя бы один компонент вакцины получили всего 19,5 % жителей России. В развитых европейских странах и США больше половины населения уже получило первую дозу. Даже в Казахстане, где массовая вакцинация началась только в конце апреля, процент привитых первым компонентом вакцины выше, чем в России.

Получили хотя бы первый компонент вакцины

По мнению биолога и научного журналиста Ирины Якутенко, в Европе все активно вакцинируются не потому, что знают биологию или понимают, как работают вакцины: люди хотят скорее вернуться к нормальной жизни. «Полгода Европа сидела на карантине с закрытыми ресторанами, магазинами, школами. Все очень хотели, чтобы это закончилось, и понимали, что единственный шанс — вакцинироваться. В России же длительные локдауны не вводились, а привитые довольно долго не получали никаких преимуществ перед непривитыми», — говорит Якутенко. 

Не видят смысла и боятся негативных последствий

Чтобы быстро увеличить количество вакцинированных, российские власти ввели обязательную вакцинацию для некоторых категорий граждан и систему qr-кодов для входа в кафе и рестораны. Эти меры вызвали сильное недовольство граждан. Петиция против обязательной вакцинации на сайте change.org уже набрала почти 60 тысяч подписей. 

По данным опроса «Левада-центра»*, обязательную вакцинацию полностью поддерживает только 20 % респондентов, 39 % выступает категорически против. 

Большинство россиян не поддерживают всеобщую вакцинацию

«Конечно, всегда правильно стараться избегать принуждения. Нужно мотивировать, объяснять, почему прививаться важно, но это не делается одномоментно. Перед началом активной вакцинной кампании было привито 12 %, если и дальше будет так же мало вакцинированных, будут большие человеческие жертвы. В той ситуации, до которой все было доведено, принудительная вакцинация — это эффективный способ заставить людей вакцинироваться. Это плохое решение, оно вызывает негативную реакцию, но мы видим по количеству вакцинированных, что „принудиловка“ оказалась более эффективной, чем добровольная вакцинация», — считает Ирина Якутенко.

Несмотря на усиление эпидемиологических требований, значительная часть россиян все еще не планирует вакцинироваться. По данным опроса «Левада-центра»*, только 25 % респондентов готовы сделать прививку, 54 % опрошенных заявили, что не готовы. 

Больше половины россиян не собираются делать прививку

Среди нежелающих прививаться 33 % боятся побочных действий, 20 % ждут окончания испытаний, 16 % не видят смысла делать прививку, а 6 % выступают против любых прививок. 

Страх смерти

Страх побочных последствий подогревают пересказы историй о смертельных последствиях прививки, которыми россияне активно делятся друг с другом в соцсетях и мессенджерах. Однако смерть после прививки не означает, что человек погиб из-за вакцины, убеждена Ирина Якутенко. 

Поддержите тех, кто рассказывает о проблемах вакцинации в России
Ваша помощь поможет нам больше писать на важные темы

«Смертей от прививок зарегистрировано не было. Одно исключение было в Грузии, когда у женщины развилась анафилактическая реакция и врачи не смогли ей помочь. Но это вопрос не к прививке, а к врачам. Потому что анафилактический шок — известная реакция, врачи о ней знают, у них всегда наготове должен быть адреналин, чтобы эту реакцию остановить. Никаких других смертей, достоверно произошедших именно из-за прививки от коронавируса, задокументировано не было. 

Одним из доказательств того, что прививки не убивают, являются клинические испытания. В них участвуют десятки тысяч людей, и кто-то из испытуемых умирает. По всем смертельным случаям создают таблицы, выясняют причины смерти. Люди могут умирать от инсультов, инфарктов, отравлений. При этом во всех имеющихся исследованиях, частота смертей от всех причин в группе вакцины и в группе плацебо не отличались, никакого превышения смертности среди вакцинированных не было», — говорит Якутенко. 

Судя по опубликованным в журнале The Lancet двум статьям о российской вакцине «Спутник V», в ходе испытаний было зарегистрировано четыре смерти — одна в группе плацебо и три в группе вакцины. Ни одна из смертей не связана с вакцинацией. В группе плацебо причиной смерти стал инсульт. В группе вакцины один умер от перелома позвоночника, а двое испытуемых были заражены коронавирусом до получения вакцины и в итоге умерли от ковида, осложненного сопутствующими заболеваниями.   

Ученые из Аргентины, которая закупает «Спутник V», провели свое исследование российской вакцины. Они проанализировали данные о двух миллионах человек, получивших препарат. Число смертей в группе вакцинированных не отличалось от числа смертей в популяции в целом. За тем исключением, что вакцинированные не умирали от коронавируса, говорит Ирина Якутенко. 

В феврале представитель Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в России Мелита Вуйнович сказала, что публикация итогов завершающей фазы испытаний российской вакцины «Спутник V» в медицинском журнале The Lancet говорит о ее эффективности.

В ожидании иностранной вакцины

Каждый восьмой россиянин, который отказывается прививаться отечественной вакциной, согласен сделать прививку от коронавируса импортной вакциной. Среди тех, кто еще не принял решение относительно российской вакцины, на импортную прививку согласен каждый четвертый. Об этом говорят результаты опроса портала Superjob.ru. Исследователи приходят к выводу, что выход импортных препаратов на российский фармацевтический рынок может ускорить вакцинацию населения.

Так же считает и биолог Ирина Якутенко: «Если бы в России зарегистрировали иностранные вакцины, люди, которые традиционно не доверяют всему российскому, привились бы зарубежными вакцинами и со стороны власти не было бы разговоров об „опасных европейских вакцинах“. Наоборот говорили бы, что все вакцины хорошие, и это транслировалось и на наши вакцины тоже».

Подпишитесь на рассылку «Важных историй»
Узнавайте первым о новых интервью, расследованиях и репортажах

Но у регистрации зарубежных вакцин есть и другая сторона. «Сразу 300 миллионов доз нам не поставили бы, потому что компании и так загружены на годы вперед. Из-за этого американские или европейские вакцины быстро стали бы дефицитом. Это могло бы привести к тому, что часть народа привилась, например, Pfizer, а часть продолжала его ждать, ни в какую не прививаясь „Спутником“. Поэтому регистрация иностранных вакцин — это довольно сложный вопрос. Она имеет смысл, только если есть договоренности на крупные поставки», — объяснила Якутенко.

Сертификат о вакцинации. Дорого 

После введения обязательной вакцинации для отдельных категорий граждан люди начали искать способы избежать прививки. Это хорошо видно по динамике поисковых запросов: в июне фраза «купить сертификат о вакцинации» стала популярнее в 8,5 раза по сравнению с прошлым месяцем.  

Чтобы не делать прививку, россияне готовы покупать сертификаты

Подделка и сбыт сертификата о вакцинации или qr-кода вакцинированного — это преступление. За изготовление и сбыт можно получить наказание до двух лет лишения свободы, за покупку и хранение — до одного года. 

В Москве с начала года уже возбудили 55 уголовных дел по факту подделок отрицательных тестов на коронавирус и сертификатов о вакцинации. Но даже угроза уголовной ответственности не сильно пугает россиян. После усиления эпидемиологических мер число предложений о продаже сертификатов выросло в полтора раза, рассказал «РБК» аналитик департамента защиты от цифровых рисков Group-IB Евгений Егоров. Внесение в реестр вакцинированных, по его словам, стоит от 3 до 25 тысяч рублей.

Почему добровольная вакцинация провалилась 

Молекулярный биолог и научный журналист Ирина Якутенко перечислила «Важным историям» основные причины недоверия людей к вакцине.

Непоследовательные действия государства 

Начинать правильную политику вакцинации нужно было задолго до того, как появилась вакцина. Российские власти за время пандемии постоянно делали противоречивые заявления о коронавирусе. Вначале говорили, что он не опаснее гриппа. Затем то вводили, то снимали карантин. Перед третьей волной де-факто отсутствовали ограничения. Люди считывали это как сигнал: опасности нет, ковид побежден. 

При этом антипрививочные настроения в России традиционно сильны, вакцина воспринимается как риск. А если болезнь не опасна, зачем брать на себя риски и вакцинироваться?

Нестандартный процесс разработки вакцины 

Разработчики очень торопились стать первыми в создании вакцины, поэтому нарушили некоторые правила разработки лекарств, хотя этого можно было бы избежать. Потом выяснилось, что вакцина все равно получилась, и она неплохая. Но у многих людей зародилось недоверие из-за спешки и регистрации препарата до конца испытаний. 

Недоверие к вакцинам от коронавируса есть во всем мире, потому что они были созданы очень быстро. Но нужно понимать, что вакцины были сделаны не с нуля, а на базе уже имеющихся наработок.

Когда случилась эпидемия, вакцина стала важнейшим приоритетом для фармкомпаний, они вложили гигантские деньги в разработку, и поэтому все было сделано быстро.

Дискредитация других вакцин

На российских федеральных каналах активно дискредитировали зарубежные вакцины: якобы от некоторых из них умирает чуть ли не больше людей, чем от ковида. Идея, видимо, была в том, что другие вакцины плохие, а наши — хорошие. Но в итоге люди считали посыл о том, что все вакцины от ковида опасны. 

Недостаток и непрозрачность информации

К западным вакцинам больше доверия, потому что процессы их разработки прозрачнее. Например, когда была готова вакцина от Pfizer или BioNTech, разработчики не только опубликовали пресс-релиз и статьи, но еще и подробный протокол. Все это можно почитать в открытом доступе. Прозрачность вызывает доверие. 

Кроме того, в западных странах активно ведется просветительская кампания: по телевизору постоянно выступают эксперты по теме вакцинации. В России этого нет. Люди, которые хотят разобраться в вакцине, должны сами искать информацию, и, конечно, они находят много сведений о «вреде» прививки.

Позиция некоторых медицинских работников

Медицинские работники играют большую роль в нежелании россиян прививаться. В России довольно много врачей отговаривают пациентов от прививок, особенно тех, кому в первую очередь нужно вакцинироваться. Это происходит потому, что многие врачи сами плохо понимают, как работают вакцины. 

Редакторы: Роман Анин, Алеся Мароховская

*«Левада-центр» внесен в список НКО, выполняющих функции «иностранных агентов». По закону мы обязаны это указывать, иначе наши коллеги могут быть оштрафованы. «Важные истории» считают, что такие законы противоречат Конституции России.